Как может защитить себя педагог если против него ведётся служебное расследование

В настоящее время защитить нарушенные права учителя (оскорбления, нападки, наговоры «толкнул», «ударил» и т. п.) в силах помочь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и толковый юрист. Учитель будет в силах противостоять незаконным действиям ученика, если будет знать свои права.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу педагогов, является ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Он был принят в 2012 году и охватывает широкий круг вопросов, связанных с образовательной деятельностью.

Статья 47 этого закона определяет права педагогических работников в учебных заведениях. Помимо закона «Об образовании», правовой статус педагога и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой образовательной организации.

Непосредственно на своём рабочем месте права педагога определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.

Что делать, если родитель воспитанника нарушил права педагога

При случившемся факте посягательств, оскорблений и насильственных действий со стороны родителей, сразу же нужно обращаться в суд. Попытки постфактум договориться в устной форме, как правило, ни к чему не приводят.

А безнаказанность будет только усугублять неприятную ситуацию. Подобные случаи можно предотвратить, воспользовавшись алгоритмами работы с «трудными» родителями.

Они рассмотрены в бесплатном курсе «Есть контакт! Работа педагога с современными родителями как обязательное требование профстандарта «Педагог».

Скачайте файл «Права и обязанности педагогов в условиях эпидемии» и не позволяйте их нарушать

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Юридическая практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда. Если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь обидчика к административной ответственности.

Если есть возможность, неплохо бы заручиться поддержкой нескольких свидетелей, ведь всегда найдутся и смелые, и справедливые люди.

Весьма действенный способ — введение видеозаписей занятий в школе, детском саду — помог бы уменьшить количество таких историй. И поскольку класс — общественное место, то противозаконного в этом ничего нет. А знание и ученика, и учителя о том, что ведется запись, послужило бы сдерживающим фактором.

Если обидчиком стал агрессивный ученик

В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других «не специальных» потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП .

Однако, согласно КоАП, привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному — по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям — с 14 лет.

В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственностиза ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно. Отчислить из учебного заведения ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет.

Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется. А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже «сдачи» дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т.

к. он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.

Защитить права учителя, воспитателя, преподавателя помогут следующие правила

к содержанию ↑

Cлужебное расследование в отношении работника

На любом предприятии рано или поздно происходит что-то, требующее провести служебное расследование и установить причины и виновников. Поэтому очень важно знать, как и в каких случаях оно проводится, а также как оформляются его результаты.

Понятие служебного расследования

Если на предприятии было серьёзное происшествие или же пропали материальные ценности, необходимо будет провести служебное расследование.

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы.

Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

к содержанию ↑

Когда проводится

При мелких нарушениях его обычно не проводят – достаточно беседы с нарушителем. Его проведение затевают, если нарушение серьёзное, и сотрудник или вовсе отказывается признавать его, либо признаёт не все важные обстоятельства, отчего становится необходимым их прояснение.

Виды нарушений, при которых надо проводить расследование, устанавливаются самими работодателями. Обычно в списке присутствуют нарушения трудового распорядка, должностной инструкции, техники безопасности, неисполнение трудовой функции, нанесение ущерба компании.

Все эти нарушения можно разделить также на две основные категории: дисциплинарные проступки и причинение ущерба. Рассмотрим их подробнее.

Дисциплинарный проступок

Обычно по их поводу расследование не проводится, однако если проступок должен повлечь за собой наказание – например, увольнение, при этом сам сотрудник не признаёт, что его совершил, то расследование будет необходимо. К такого рода проступкам относится в первую очередь прогул.

Может расследоваться также уклонение от прохождения медицинского обследования, прохождения обучения и тому подобные.

Причинение ущерба

Если действия сотрудника нанесли серьёзный ущерб компании, также необходимо провести расследование по данному случаю, чтобы установить размер ущерба и определить виновен ли работник, и если именно он допустил или причинил ущерб, то какое наказание должен понести. Ущерб может быть как прямым, так и, к примеру, причинённым вследствие утечки коммерческой тайны, потому и необходимо задействовать комиссию, чтобы точно установить все сопутствующие обстоятельства.

Иногда действия провинившегося могут оказаться более тяжкими, подпадающими даже под статьи Уголовного кодекса, например, хищение. В таком случае работодатель не должен продолжать расследование самостоятельно, предписывается вместо этого обратиться в правоохранительные органы. Никаких полномочий вести следствие самостоятельно в подобных случаях компания не имеет, даже если у неё есть собственная служба безопасности.

к содержанию ↑

Организация расследования

Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба.

Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток.

Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

  • факт совершения проступка;
  • степень вины работника в нём;
  • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

  • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
  • она выявляет детали нарушения;
  • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию.

И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

к содержанию ↑

Порядок проведения

Рассмотрим этапы, предшествующие началу расследования, а также этапы его проведения:

  1. Выявляется факт совершения проступка – сделать это может любой сотрудник компании, при этом как день обнаружения будет принят тот, в который данный сотрудник рассказал о нарушении руководителю, которому подчинён провинившийся сотрудник.
  2. Нарушение фиксируется в докладной записке на имя начальника.
  3. После рассмотрения записки начальник принимает решение о начале расследования (либо передаёт документ более высокопоставленному должностному лицу, если не имеет соответствующих полномочий).

На этом предшествующие расследованию этапы заканчиваются, и начинается непосредственно процесс:

  1. Приказом формируется комиссия – отметим, что непосредственный руководитель проверяемого в её состав не включается. Также, как и тот руководитель, который будет принимать итоговое решение.
  2. Комиссия проводит расследование – в его ходе необходимо выяснить, в чём состояло нарушение, кто его совершил, какими были причины и обстоятельства, размер причинённого ущерба. Для этого у провинившегося лица берётся объяснительная, а если оно не установлено, то у всех возможных виновников, затем собираются документы для прояснения обстоятельств.
  3. Составляется итоговый акт, подробно описывающий ход проверки и её заключение. В цели комиссии нередко включается и разработка мер для предотвращения подобного ущерба в будущем. Члены комиссии удостоверяют акт своими подписями, руководитель ставит на него печать.

Рассмотрим некоторые важные нюансы – форму служебной записки, оформление акта от дачи показаний, состав комиссии.

Служебная записка

Именно она становится основанием для проведения расследования, а с момента её принятия и фиксации в журнале документооборота будет отсчитываться время его начала.

Составляет записку работник компании, она подаётся на имя либо непосредственного начальника, либо руководителя всей компании. В ней указывается, какое именно нарушение отмечено, а также все его важные обстоятельства. Если ущерб был выявлен инвентаризацией, то к записке прилагается её акт.

Помимо служебной записки, в роли основания для проверки могут выступить и иные документы: обращения от потребителей со сведениями о проступке, претензии контрагента, заявление от самого работника.

Состав и полномочия комиссии

Осуществляет расследование в отношении работника служба безопасности, если в компании она есть; при её отсутствии – кадровый отдел. В комиссию входят сотрудники разных отделов – обычно это служба безопасности и кадровый, а также представитель профсоюза.

Чаще всего состав ограничивается именно тремя членами, но иногда в комиссию может входить и большее число людей.

Комиссия имеет право потребовать объяснения от каждого работника, который мог быть причастен к проступку. Это, впрочем, не означает, что работники обязаны их давать.

Также она может запрашивать любые документы и привлекать к делу сторонних специалистов. К примеру, такая необходимость возникает, если требуется определить, был ли работник пьян во время смены.

Допустимо и обращение за юридической, аудиторской, инженерной помощью.

Создание комиссии возможно, даже если компания не понесла ущерб, но действия работника могли к нему привести. Иногда она может быть постоянной, но чаще является временной.

Объяснительная записка и акт об отказе

После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.

Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.

к содержанию ↑

Сроки

Законодательство устанавливает чёткое ограничение по сроку, в течение которого можно расследовать дело – месяц, и до его истечения следует представить результаты. Отсчёт начинается со дня оформления приказа о начале расследования, либо с даты подачи служебной записки, если проверка начинается на её основании.

Но следует отметить, что в этот период не должно включаться время, когда сотрудник отсутствует, будучи в отпуске или находясь на больничном, а также требуемое на то, чтобы учесть мнение представительского органа работников. Это неучитываемое время в сумме не должно превышать 6 месяцев.

После истечения полугода же возможность применить дисциплинарное взыскание пропадает, кроме наказания за нарушения, выявленное ревизией или аудиторской проверкой – в его отношении этот срок составляет до 2 лет.

к содержанию ↑

Юридические последствия

Служебное расследование – исключительно внутреннее дело компании, и никаких юридических последствий иметь не может. Его результатом становится решение относительно работника, исключительно именно как работника, но не как гражданина.

А для перевода дела в юридическую плоскость, что может повлечь за собой соответствующие последствия, оно должно быть передано государственным органам.

к содержанию ↑

Порядок обжалования

На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.

А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.

к содержанию ↑

Оформление результатов

Документом, который должен подытожить результаты, является акт служебного расследования – его образец мы прилагаем к статье, здесь же коротко рассмотрим содержание.

Состоит этот документ из трёх частей:

  • вводная;
  • описательная;
  • резолютивная.

Во вводной излагается, о каком нарушении идёт речь, указывается дата совершения, состав комиссии, период, в течение которого велось расследование. Описательная углубляется в доказательства, на основании которых комиссия пришла к определённым выводам. Наконец, в резолютивной подводится итог – комиссия делает выводы относительно вины работника.

Затем следуют приложения, то есть документы, такие как служебные записки, объяснительные, акты инвентаризации, если речь о недостаче, заключения экспертов и тому подобные. Необходимо, чтобы каждый член комиссии подписал акт, а руководитель поставил печать.

Затем делу присваивается номер, указывается дата, когда оно было составлено – она же и дата завершения расследования.

Если у одного из членов комиссии мнение отличается от изложенного в документе, он всё равно должен поставить подпись, но может изложить свою позицию отдельно и приложить это изложение к другим материалам.

После этого руководителю даётся три дня на принятие решения, которое должно быть оформлено в виде приказа. Руководитель обязан ориентироваться на предписания комиссии, вместе с тем обычно сам может выбрать нужный вариант взыскания из допустимых по законодательству.

Работника необходимо ознакомить с приказом – на это отводится 3 рабочих дня после его издания. Если работник отказывается знакомиться с документом, составляется акт об отказе.

к содержанию ↑

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Оговор, распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением. Подобные действия, начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, типа получения взятки и сексуальных домогательств несовершеннолетних, направляемых в органы народного образования или размещаемых в интернете, наносят непоправимый удар по чести, достоинству, авторитету педагога и профессии учителя в целом.

Поэтому необходима корпоративная система защиты учителей, включающая как правовые, так и психологические меры.

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.

2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач.

Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций.

Первая «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.

Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой.

(«Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

Плотно закройте глаза.

Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

к содержанию ↑

Служебное расследование: Трудовой кодекс о дисциплинарных взысканиях

В случае серьезного нарушения дисциплины труда в организации, часто возникает необходимость выяснения всех обстоятельств произошедшего и применения мер воздействия к виновным сотрудникам. Этот процесс является служебным расследованием и регулируется нормами Трудового кодекса.

Что считается служебным расследованием

В любом коллективе возможна ситуация, когда понадобится служебное расследование

В деятельности любой фирмы, имеющей в штате более двух-трех сотрудников, может сложиться ситуация, связанная с необходимостью осуществления служебного расследования по поводу проступка какого – либо работника.

Это расследование представляет собой совокупность мер по сбору, проверке, анализу сведений и материалов о проступке, для выяснения подробностей его совершения.

Трудовой кодекс не содержит точного понятия «служебного расследования», но именно строго формализованный способ привлечения к ответственности и называют служебным расследованием. Кроме того, за несоблюдение дисциплины труда возможно применение дисциплинарного наказания (взыскания).

Под дисциплиной труда (ст. 189 ТК РФ) понимается точное следование правилам поведения, определенным ТК РФ, другими законами, трудовыми договорами, а также локальными актами организации (коллективный договор, различные соглашения), а дисциплинарным проступком считается невыполнение или выполнение неподобающим образом возложенных обязанностей (ст.

192 ТК РФ).

к содержанию ↑

Какие могут быть проступки

При минимальных проступках можно обойтись и без служебного расследования

Конечно, нарушение нарушению – рознь, и не каждое повлечет за собой служебное расследование. К примеру, при установлении факта опоздания на работу (и если ни одна сторона его не отрицает), нет необходимости в целой процедуре расследования.

Конкретный перечень нарушений, за которые в организации полагаются дисциплинарные наказания, может устанавливаться работодателем. Чаще всего в таком перечне содержатся следующие проступки:

  • Нарушение трудового распорядка (опоздание, ранний уход, и т.д.)
  • Неисполнение порученной трудовой функции (подкрепленное жалобами клиентов, других сотрудников и др.)
  • Нарушение должностной инструкции (отдельных ее положений)
  • Нарушение техники безопасности, противопожарной безопасности
  • Причинение работодателю материального ущерба (выразиться может в виде порчи имущества, оборудования, техники, растрате или недостаче вверенных ценностей)
  • Могут встречаться и другие проступки. В зависимости от деяния, в нем могут быть и признаки уголовного правонарушения, влекущие за собой уголовную ответственность (кража, мошенничество и др.).

Если в проступке сотрудника обнаружены признаки преступления, установив сам факт деяния, работодатель должен сообщить об этом в правоохранительные органы, уполномоченные вести соответствующие расследования. Организация, независимо от формы собственности, не обладает полномочиями следствия, даже если в ней существует своя служба безопасности.

При проведении служебного расследования, очень важно правильно оформлять документацию, чтобы впоследствии, при возможном рассмотрении жалоб работника в суде, отстоять свою правоту.

к содержанию ↑

Как вести служебное расследование

Решение о служебном расследовании принимает директор

Процедура начинается с выявления факта проступка любым сотрудником организации. Однако днем обнаружения проступка будет считаться день, когда в известность будет поставлен руководитель (должностное лицо).

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации» (2004) должностным лицом признается тот, «которому по работе (службе) подчинен работник».

Факт нарушения и его обстоятельства фиксируются в служебной записке на имя руководителя (если организация крупная —то непосредственного, если небольшая — директора). Директор же принимает решение о служебном расследовании. Этапами расследования являются:

  1. Формирование комиссии, уполномоченной директором, путем издания приказа. В состав такой комиссии не включают непосредственного начальника сотрудника, в отношении которого проводят рассмотрение, а также руководителя, выносящего итоговое решение.
  2. Рекомендуемое число членов комиссии – не менее трех.
  3. Собственно, работа комиссии, состоящая из выяснения конкретного человека, совершившего нарушение, его сути, размера ущерба, причин, повлекших проступок, привлечению к ответственности виновных лиц, выработку профилактических мер, предотвращающих подобное впредь.
  4. Если известно лицо, совершившее проступок, у него берется объяснительная (согласно ст. 247 ТК РФ), если виновного необходимо определить, такие объяснительные запрашиваются у предполагаемых лиц.
  5. Сбор комиссией других документов (докладных записок очевидцев, актов инвентаризации (при необходимости), заключений аудиторов и т.д.). Если проступок простой (например, уход с рабочего места), вполне достаточно бывает объяснительной.
  6. Составление итогового акта о проведении расследования, состоящего из описания факта нарушения, времени, обстоятельств совершения проступка, резолютивной части (с указанием виновного, а также сопутствующих факторов). Акт подписывается членами комиссии, заверяется подписью руководителя организации.

Важно помнить, что Трудовой кодекс наделяет обе стороны расследования правами:

  • Работодатель вправе запрашивать объяснительные, работник вправе отказаться от их написания. В этом случае, согласно ч.1 ст. 193 и ч.2 ст. 247 ТК РФ это фиксируется в акте об отказе представить пояснения. Такой акт подписывают лица, не состоящие в комиссии по расследованию, во избежание конфликта интересов. Кроме того, следует знать, что на дачу объяснений Трудовой кодекс РФ (ст. 193) предоставляет два дня.
  • Пояснения составляются в произвольной форме, и сотрудники вправе указать смягчающие (по их мнению) обстоятельства, или не признавать вину и пояснить, почему.
  • Составленный акт также дается на ознакомление сотруднику, наряду с другими материалами проверки. Право на отказ от подписи сохраняется и в этом случае.

Для облегчения работы комиссии и упорядочения процесса рассмотрения дисциплинарных проступков, в организации целесообразно иметь локальный акт о служебных расследованиях (положение, регламент или др.).

к содержанию ↑

Сроки расследования и меры ответственности

Срок служебного расследования — 1 месяц

Срок, в течение которого должно быть закончено рассмотрение вопроса о нарушении дисциплины, установлен Трудовым кодексом и составляет 1 месяц (ст. 192).

Этот срок отсчитывается от дня, когда стало известно о проступке и продлевается на период болезни работника, отпуска и т.д. (но в любом случае не может быть дольше 6 месяцев). Если расследование не завершено к истечению указанного срока, к ответственности сотрудника привлечь нельзя.

За дисциплинарное нарушение может быть применено одно из перечисленных в ТК РФ мер взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192). Приказ о наказании объявляется сотруднику под роспись не позднее 3 дней с даты издания. Наказание может быть применено в течение полугода.

Если организации нанесен ущерб, то его возмещение производится согласно ст. 248 ТК РФ в размере, не больше, чем один средний месячный заработок.

Именно такую сумму работодатель вправе удержать с работника по приказу, без судебного решения. Если же работник не согласен с удержанием, либо сумма ущерба больше одной зарплаты, взыскать ущерб можно только по суду.

Даже если вина работника установлена неоспоримо, несоблюдение сроков привлечения к ответственности и материальные удержания в большем размере, чем установлено трудовым законодательством, являются основаниями к отмене наказания по решению суда.

к содержанию ↑

Споры по итогам служебного расследования

Служебное расследование должно быть правильно задокументировано

Возможность работодателя привлечь своего сотрудника к ответственности согласно трудовому законодательству нашей страны является правом, а не обязанностью (ст. 22 ТК РФ), поэтому он должен определить, стоит ли затевать служебное расследование, и есть ли возможность обойтись мерами профилактического и морального-психологического характера (беседа, внушение и т.д.).

При применении мер дисциплинарного воздействия по итогам расследования важно учитывать, что считаться законными они могут только если:

  • Накладываются уполномоченными лицами (самим работодателем-физическим лицом (ИП), руководителем-директором, иным уполномоченным лицом, действующим на основании закона/учредительных документов или локального акта организации.
  • Служебное расследование и назначение наказания согласно его результатов проведены в соответствии с нормами трудового законодательства (и локальным актом о расследованиях, если он имеется), в установленный законодательством срок.
  • Наказание, примененное к работнику, соразмерно тяжести проступка.

При нарушении хотя бы одного из вышеназванных факторов, применение дисциплинарного взыскания будет нелигитимным, и при условии оспаривания работником, будет отменено в суде.
Таким образом, эффективность применения мер дисциплинарной ответственности напрямую связана с детальным соблюдением работодателем действующего законодательства в плане процедуры и порядка проведения служебного расследования.

Необходимость служебного расследования при ДТП — тема видеоматериала:

к содержанию ↑

Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть? Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?

Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Что же делать? Не обращать внимания? Возможно, это такой педагогический метод, и педагог не нарушает никаких правил?

к содержанию ↑

Педагог не имеет права оскорблять ученика

И это не только нравственная, но и законодательная норма.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться. И в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.

А, может, оскорбления и не было?

Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.

В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь.

У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку.

На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился.

Инцидент исчерпан.

Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами.

Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке».

Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.

Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.

Источник фото stockking/freepik

к содержанию ↑

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему?

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.

Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях.

Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.

Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять.

Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле.

Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне.

к содержанию ↑

Встреча с директором

Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься». Это неправильно.

Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору. И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.

В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство — например, запись на телефон.

Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.

Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь.

Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры. Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения.

На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.

Источник фото Racool_studio/freepik

к содержанию ↑

Вышестоящие инстанции

Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).

Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.

Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

к содержанию ↑

В Москву, в Москву…

Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.

После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.

Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.

Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.

Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – открытая приемная .

Автор статьи
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияМожно ли получить налоговый вычет за жену если она в декрете

Добавить комментарий

Adblock
detector