Если сдать инвалида в учреждение: чья недвижимость будет

Данная статья подробно освещает значимую для многих граждан России тему – тему получения жилья инвалидами. Ни для кого не секрет, что инвалиды различных групп инвалидности в России до сих пор остаются одной из самых незащищенных в социальном плане группой людей.

В подавляющем большинстве случаев жилье инвалида являет собой не самую лучшую картину: прежде всего выделяется его неприспособленность и стесненные условия проживания.

Однако следует отметить существенные изменения законодательной базы в этом направлении: если раньше права инвалидов были защищены и зафиксированы в большей степени исключительно на бумаге, то сейчас все социальные гарантии для этой категории граждан наконец-то воплощаются в жизнь.

А в соответствии с буквой закона инвалидам предоставляется обустроенное жилье на первых этажах дома со специально оборудованными входами в жилое помещение .

Все нуждающиеся в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалиды могут встать на учет для получения жилья:

«Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации…

… Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

… Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами…»

Итак, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жильём согласно порядку, предусмотренному законодательством РФ. Правом постановки на учёт обладает любой льготник вне зависимости от его группы инвалидности.

Но, несмотря на всё вышесказанное, существует критерий, который делит инвалидов, вставших на учёт для получения квартиры или улучшения жилищных условий, по временному признаку. Вне очереди получают жилье граждане, которые страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний. В частности это:

— активные формы туберкулёза всех органов и систем;

— психические заболевания, при которых требуется обязательное диспансерное наблюдение;

— трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненнаянефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;

— множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

— отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел;

— органические заболевания ЦНС со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел, и/или с нарушением функции тазовых органов;

— состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга;

— тяжёлые органические поражения почек, осложнённые почечной недостаточностью II-III степени.

Также сюда относится несоответствие предоставленной жилой площади нормативам, предусмотренным законодательной системой Российской Федерации. В соответствии с постановлением правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года, основаниями для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являютсяпроживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно, проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением, проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Также претендовать на получение жилплощади за счет государства могут инвалиды, прописанные и зарегистрированные в общежитии или коммунальной квартире.

Еще одним условием, влияющим на получение жилья, является время, когда инвалид встал на учет для улучшения жилищных условий. Выделяются две основные группы:

— инвалиды, вставшие на учёт до 1 января 2005 года;

— инвалиды, вставшие на учёт после 1 января 2005 года.

Льготники, вставшие на учёт до 1 января 2005 года, вправе получить денежные средства для приобретения жилья из специальных фондов соответствующего субъекта России. Это право также сохраняется за инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны.

Также за инвалидами, вставшими на учёт до 1 января 2005 года, сохраняется право на получение жилья по договору социального найма.

На практике для обеспечения жильем в регионах в основном применяют предоставление инвалиду безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Сумма субсидии равна числу лиц, имеющих право на обеспечение жильем, умноженному на 18 кв.

метров (федеральный норматив обеспеченности жилой площадью одного инвалида), умноженному на среднюю рыночную стоимость квадратного метра (рассчитывается и утверждается для каждого региона).

В соответствии со ст. 28.2. Федерального закона № 181-ФЗ:

«Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

…по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации…

…Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели…

…Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи».

Вставшим на учет после 1 января 2005 года предоставление жилья осуществляется в соответствии с порядком очерёдности, в зависимости от времени постановки на учёт.

Лица, имеющие инвалидность и нуждающиеся в жилых помещениях, принимаются на учёт на основании поданных ими заявлений в органы местного самоуправления.

Обеспечение жильем инвалидов, проживающих в не обустроенных надлежащим образом условиях, происходит вне очереди.

Кроме того, право на жилье получают граждане-инвалиды, проживавшие в стационарном воспитательном учреждении для детей до момента достижения совершеннолетия. Лица, относящиеся к данной категории, получают муниципальную жилплощадь в непосредственной близости со своим прежним местом регистрации.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Документы подаются в органы по месту жительства или через многофункциональный центр. К заявлению должны обязательно быть приложены следующие документы:

— Выписка из домовой книги;

— Копия финансового лицевого счёта;

— Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

— Копия индивидуальной программы реабилитации (ИПР);

— Иные документы с задействованными конкретными обстоятельствами (например, справка бюро технической инвентаризации, справка из учреждения здравоохранения).

Факт установления инвалидности, её причины и потребности гражданина, имеющего инвалидность, в социальной защите устанавливаются в соответствиис результатами медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Закон не определяет, кем должна осуществляться подача документов на получение жилья – самим инвалидом или его законным представителем. Несмотря на это, инвалид может передать свои права законному представителю при условии оформления доверенности у нотариуса.

Метраж предоставляемой площади по договору социального найма не может быть меньше установленных органами местного самоуправления нормативов, но может быть выше нормы, установленной на одного человека, не более чем в 2 раза при условии, что помещение содержит в себе одну комнату, либо является однокомнатной квартирой. К примеру, в Москве норма составляет 18 кв.

метров на одного человека.

Согласно статье 17 Федерального закона №181-ФЗ:

«…Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. »

Напоследок хотелось бы привести пример судебной практики по рассматриваемому вопросу.

«…Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, соответствующим части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, согласно которому инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Судом было установлено, что Федорова В.Ф., 21 ноября 1930 года рождения, будучи инвалидом 2 группы, что подтверждается актом освидетельствования ВТЭК от 21.02.1994обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 600 кв.метров с указанием места расположения этого участка на основании части 14 статьи 17 названного Федерального закона № 181-ФЗ, но получила отказ в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Федорова В.Ф. относится к категории лиц, имеющих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Так, часть 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ прямо не предусматривает, что реализация права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона № 181- ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должны предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено…

… Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства – предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев, указанных в законе (ч. 1 и ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.

… Действующее на территории города Великие Луки Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Великие Луки», принятое решением Великолукской городской Думы от 27 сентября 2006 года № 75 (в редакции от 6 октября 2011 года) и регламентирующее распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или в ведении органа местного самоуправления, не устанавливает каких-либо особых условий получения земельных участков для жилищного строительства инвалидами в городе Великие Луки. На уровне субъекта Российской Федерации (Псковской области) такой нормативный акт принят только в отношении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена ( постановление администрации Псковской области от 6 декабря 2007 года № 435, в котором нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида не учитывается).

Признавая за Федоровой В.Ф. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно исходил из права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка инвалиду без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду.

… Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия определила решение Великолукского городского суда Псковской области от 09 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Великие Луки – без удовлетворения…».

к содержанию ↑

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, могут признаваться не отвечающими специальным требованиям доступности для инвалидов и непригодными для их проживания и в тех случаях, когда такие жилые помещения расположены в индивидуальных жилых домах

Главная Профессиональные новости Жилые помещения, занимаемые инвалидами, могут признаваться не отвечающими специальным требованиям доступности для инвалидов и непригодными для их проживания и в тех случаях, когда такие жилые помещения расположены в индивидуальных жилых домах

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, могут признаваться не отвечающими специальным требованиям доступности для инвалидов и непригодными для их проживания и в тех случаях, когда такие жилые помещения расположены в индивидуальных жилых домах.

М., являющаяся инвалидом первой группы бессрочно, имеющая третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, использующая по состоянию здоровья для передвижения кресло-коляску и проживающая в индивидуальном жилом доме, принадлежащем на праве собственности другому лицу, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения, в котором она проживает, пригодным для постоянного проживания; также просила возложить на орган местного самоуправления обязанность провести повторное обследование указанного помещения.

В обоснование заявленных требований М. указала, что названное заключение является необоснованным, а признание жилого помещения непригодным для ее проживания как инвалида первой группы, использующего в связи с заболеванием кресло-коляску, необходимо для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях получения субсидии на строительство или приобретение жилья, поскольку иным способом улучшить жилищные условия не представляется возможным.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено; оспариваемое заключение признано незаконным, на орган местного самоуправления возложена обязанность провести повторное обследование жилого помещения на предмет оценки его пригодности (непригодности) для постоянного проживания инвалида первой группы, использующего в связи с заболеванием кресло-коляску.

При этом суд исходил из того, что при обследовании жилого помещения межведомственной комиссии надлежало провести его оценку на предмет пригодности для проживания инвалида первой группы, поскольку именно такой вопрос ставился М. при обращении в орган местного самоуправления.

Однако межведомственная комиссия уклонилась от принятия решения по существу заявления.

Апелляционным определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения кассационным судом общей юрисдикции, решение суда первой инстанции отменено в части возложения на орган местного самоуправления обязанности провести повторное обследование жилого помещения; в этой части принято новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

При этом суд исходил из того, что отдельные жилые помещения (комната, квартира), занимаемые инвалидами, могут быть признаны комиссией непригодными для их проживания на основании заключения об отсутствии возможности приспособления таких помещений для нужд инвалидов только в многоквартирном доме, но не в индивидуальном жилом доме.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда с такими выводами судов апелляционной и кассационной инстанций не согласилась, отменила вынесенные ими судебные акты и оставила в силе решение суда первой инстанции, указав следующее.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч.

1 ст. 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, закон предусматривает возможность признания непригодными для проживания жилых помещений как в многоквартирных, так и в частных жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее — Положение).

Согласно содержанию п. 1 данного Положения устанавлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

В силу п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

При этом жилым помещением признается в том числе жилой дом, то есть индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем ( п. 5 Положения).

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии ( п. 8 Положения).

Согласно п. 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п.

20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее также — Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов ( п. 1 Правил).

В силу п. 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания.

Анализ приведенных законоположений позволил Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда сделать вывод о том, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в случае невозможности приспособления этого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для него.

В связи с этим Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда пришла к выводу о том, что обжалуемые судебные акты, принятые без учета требований приведенных выше нормативных правовых актов, нельзя признать законными, поскольку в результате их принятия административный истец, являющийся инвалидом, был фактически лишен права на обследование жилого дома, в котором он проживает, на предмет возможности приспособления его с учетом соответствующих потребностей и обеспечения условий его доступности, что, в свою очередь, поставило М. в неравное положение по сравнению с инвалидами, проживающими в многоквартирных домах.

Определение N 3-КАД21-5-К3

Остались вопросы к адвокату?

к содержанию ↑

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

Суд подчеркнул, что правоприменительные органы обязаны учитывать все значимые обстоятельства при предоставлении жилья вне очереди по договорам соцнайма инвалидам с тяжелыми формами хронических заболеваний

По мнению одного из экспертов «АГ», постановление КС является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. Другой полагает, что Конституционный Суд постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства, однако некоторые оговорки Суда могут лишить все его выводы правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде.

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч.

2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч.

3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ.

Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе.

Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г.

К. признана недееспособной, а в 2012 г.

ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов.

Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п.

4 ч. 1 ст.

51 Жилищного кодекса перечне.

Конституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п.

3 ч. 2 ст.

57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей.

Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п.

3 ч. 2 ст.

57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст.

17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч.

2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч.

4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч.

2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п.

4 ч. 1 ст.

51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище.

Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст.

58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч.

2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч.

2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства.

Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г.

и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г.

значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством.

При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия.

Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние.

Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством.

С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

к содержанию ↑

Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов

Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?

Содержание

Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.

Что говорит закон о маломобильных гражданах?

Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).

Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».

В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).

Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:

  • Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
  • Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Итак, в этих документах речь о том, что любая организация, оказывающая услуги, должна предоставить легкий доступ маломобильным гражданам на свою территорию и в свои здания.

к содержанию ↑

Кто относится к маломобильным группам населения?

Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.

Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.

п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.

По законодательству Москвы требования к социальной защите инвалидов частично распространяются на пожилых, людей с маленькими детьми и тех, кто получил временную излечимую травму. В частности, фиксируется их право беспрепятственно проходить в магазины и рестораны.

к содержанию ↑

Что обязаны делать организации?

В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:

  • Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.

Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.

  • Условия для беспрепятственного пользования транспортом

К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон.

Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.

Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица).

В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.

Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.

  • Возможность самостоятельного передвижения по территории, входа и выхода, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.

  • Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказание им помощи.

Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.

  • Допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.

Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).

Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.

к содержанию ↑

Доступная городская среда

Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями

В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?

Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.

А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.

Места на парковках

Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.

Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита

К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.

Какое наказание ждет нарушителей этих требований?

Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру.

Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.

– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.

Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

к содержанию ↑

Обеспечение жильем инвалидов 1, 2, 3 группы — как инвалиду получить квартиру по закону? Программа социального жилья для инвалидов

Гражданам, получившим инвалидность, по закону полагается бесплатное жилье от государства. Для этого их кандидатуры должны соответствовать установленным критериям. Чтобы воспользоваться льготой, важно знать требования к претендентам, законодательные нормы и пошаговый порядок действий.

Кто признается инвалидом

В РФ совершеннолетним гражданам, имеющим существенные проблемы со здоровьем, присваивается 1,2 или 3 группа инвалидности. Если речь идет о детях, то для них группа не устанавливается: здесь используется просто понятие «ребенок-инвалид».

Согласно Приказу Минтруда РФ от 17.12.2015 №1024н, группа устанавливается в зависимости от степени стойкости нарушений:

1 группа 4 степень в диапазоне от 90 до 100%
2 группа 3 степень в диапазоне от 70%
3 группа 2 степень в диапазоне от 40 до 60%

Инвалидность присваивается по результатам прохождения медико-социальной экспертизы, которая выдает соответствующее заключение. Во время обследования человека выясняется несколько вопросов:

  • Насколько он способен к самообслуживанию. Например, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата люди чаще всего не могут самостоятельно себя обслуживать и нуждаются в помощи. Нередко им присваивается 1 или 2 группа, т.к. такие болезни быстро прогрессируют.
  • Возможность самостоятельного передвижения. При параличе или ампутации ног человек может перемещаться только на инвалидной коляске, что влечет за собой другой фактор – нуждаемость в помощи со стороны.
  • Способность к общению и контролю поведения. Если инвалидность присваивается по психическому заболеванию, в дальнейшем гражданина можно признать недееспособным, и тогда от его имени будет действовать опекун, в том числе и получать жилье.
  • Способность к обучению и труду. Согласно Конституции РФ, ничто не может запрещать гражданину трудиться, поэтому медиками выдаются только рекомендации касаемо лечения, реабилитации и условий труда.
  • Способность к ориентации. Чаще всего дезориентация наблюдается при тяжелых болезнях ЦНС, поражениях мозга и психических расстройствах. В таком положении человек нуждается в помощи других лиц, особенно если он не способен адекватно воспринимать реальность.

Инвалидность присваивается по конкретному заболеванию, но всех граждан с ограниченными возможностями объединяет одно: нуждаемость в социальной поддержке и защите от государства.

Сама процедура установления инвалидности выглядит следующим образом:

  1. Больной обращается к терапевту с жалобами на здоровье. После прохождения ряда анализов устанавливается заболевание, по которому его ставят на учет у конкретного специалиста.
  2. При неэффективности лечения гражданин просит у врача направление на прохождение экспертизы. Как правило, она проводится в поликлинике, за которой он закреплен.
  3. Выдается направление. Перечень врачей, которых придется пройти, зависит от заболевания.
  4. Гражданин проходит комиссию, в ходе которой проводятся беседы с врачами, сдаются анализы. Срок действия последних ограничивается одним месяцем, поэтому нельзя затягивать с предоставлением результатов специалистам.
  5. Комиссия определяет факторы, позволяющие присвоить конкретную группу инвалидности. Выдается заключение.
  6. Заключение подписывается главным врачом. Далее оформляется справка об инвалидности, на основании которой гражданин сможет воспользоваться льготами. Также делается реабилитационная карта, описывающая лечение и допустимые условия труда для больного.

Согласно законодательству, инвалиды могут пользоваться рядом льгот, в том числе и получением жилья по соцнайму или в собственность, но для этого они должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

к содержанию ↑

Особенности получения жилья инвалидами

Ключевые особенности зависят от того, когда инвалид или представляющий его интересы опекун зарегистрировался на учете: до 1 января 2005 года или после указанной даты. Это имеет большое значение, потому как в обоих случаях процедура регламентируется разными законодательными актами.

При регистрации на учете до 1 января 2005 года

Если гражданин встал на учет до вышеуказанной даты, процедура регламентируется ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 №181 ФЗ. Согласно нему, программой льготного обеспечения жильем могут воспользоваться инвалиды и семьи с детьми-инвалидами:

  • выдается недвижимость по договору соцнайма;
  • выделяется денежная субсидия на приобретение жилплощади.

В последнем случае деньги льготникам на руки не выдаются: они перечисляются продавцу недвижимости после предоставления договора купли-продажи и сопутствующей документации в Соцзащиту.

При постановке после 1 января 2005 года

Если регистрация на учете была произведена после 01.01.2005 года, ориентироваться следует на гл. 7 ЖК РФ. В частности, ст. 57 ЖК РФ говорит, что жилище предоставляется нуждающимся семьям из специального жилищного фонда, формирующегося муниципалитетом.

В обоих случаях претендентов ставят на очередь.

к содержанию ↑

Требования к претендентам на получение жилья

Воспользоваться правом на бесплатное жилье вне очереди могут граждане, чья инвалидность стала следствием стремительного развития хронического заболевания. К таком относятся больные ВИЧ, туберкулезом, проказой, серьезные поражения мочеполовой системы, нарушения функционирования опорно-двигательного аппарата, влекущие за собой затруднения в перемещении.

Для получения жилья в порядке очереди льготники должны соответствовать одному из следующих критериев:

  • Проживание семьи в одном помещении, если его площадь на соответствует установленным в регионе социальным нормам. Например, в Москве таковой нормой считается 18 кв.м. на человека.
  • Несоответствие имеющейся недвижимости санитарным и техническим требованиям. Под нарушением санитарных требований подразумеваются последствия, возникшие не по вине льготника. Отсутствие уборки помещения сюда не относится.
  • Расположение квартиры инвалида-колясочника выше 2 этажа.
  • Проживание одной семьи с инвалидом с другими семьями в неизолированных помещениях, если последние не являются им близкими родственниками.
  • Совместное проживание инвалида с хронически больным человеком, если для здоровья первого его заболевание представляет опасность. Например, если инвалид живет вместе с гражданином, страдающим открытой формой туберкулеза.
  • Проживание инвалида в коммунальной квартире или общежитии, если в связи с проблемами со здоровьем это доставляет неудобства.

Важно! В РФ действует несколько программ обеспечения жильем. Воспользоваться льготой можно только по одному из оснований. Например, если инвалидность получена в результате ранения на службе, военнослужащим выделяются квартиры в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1235, и воспользоваться привилегиями, предусмотренными ЖК РФ, они уже не смогут.

Пример №1: получение инвалидом жилья

Гражданину Евсееву О.Н. присвоена инвалидность 2 группы по сахарному диабету.

У него есть жена и двое несовершеннолетних детей. Также в двухкомнатной квартире совместно с семьей льготника проживают другие граждане, не являющиеся им близкими родственниками.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Общая площадь недвижимости составляет 57 кв.м. Социальная норма равна 18 кв.м.

на каждого человека. В собственности льготника находится только 25 кв.м, остальное принадлежит постороннему лицу.

Здесь налицо сразу два основания:

  • Несоответствие размера жилплощади социальным нормам.
  • Совместное проживание инвалида и его семьи с другими людьми, не являющимися родственниками.

Учитывая количеству членов семьи (4 человека), им должна быть предоставлена жилплощадь не менее 72 кв.м.

Чтобы воспользоваться льготой Евсеев О.Н. собрал документы и обратился в МФЦ с заявлением о постановке на очередь 20.05.2015 года. У него отсутствует право первоочередного обеспечения жильем, поэтому процедура выдачи недвижимости по соцнайму занимает больше времени. Договор социального найма был заключен только в июне 2017 года.

к содержанию ↑

Обеспечение жильем инвалидов 1,2 3 группы: как инвалиду получить квартиру по закону?

Главным требованием для использования жилищной льготы является регистрация на учете в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания. Как это делается при учете до 2005 года:

  1. Инвалид или его представитель собирают документы, подается заявление в Соцзащиту.
  2. До начала 2005 года льготника ставят на учет, предварительно проверив его жилищные условия. Для этого изучаются представленные документы, может направляться комиссия из соцоргана для осмотра жилья.
  3. Выдается заключение о нуждаемости. Претендента ставят на очередь и оформляют соответствующее уведомление.
  4. Когда подходит очередь, гражданина информируют об этом. В назначенную дату он должен прийти в Соцзащиту и получить сертификат на субсидию. По нему он обязан найти подходящую недвижимость в течение 6 месяцев и заключить договор с продавцом. При нарушении указанного срока придется регистрироваться на очереди заново.
  5. С продавцом оформляется предварительный договор-купли продажи, который предоставляется в соцорган. В документе должны быть указаны банковские реквизиты продавца, куда будут перечислены деньги.

Наличными субсидия на руки льготнику не выдается, она всегда перечисляется продавцу муниципальным органом напрямую.

Если речь идет о выдаче жилья зарегистрированному на учете после 2005 года, пошаговый алгоритм выглядит так:

  1. Гражданин через Соцзащиту или МФЦ подает документы для постановки на очередь. Как и в вышеуказанном случае, возможно изучение условий его проживания специальной комиссией из соцоргана, по результатам чего оформляется заключение.
  2. На основании заключения и представленных документов льготника ставят на очереди. Когда подходит его время, он получает уведомление.
  3. Выдается список адресов, по которым можно получить недвижимость по договору социального найма. Льготник самостоятельно выбирает жилище, заключается договор.

Документы

В зависимости от даты регистрации и способа получения жилья понадобятся следующие документы:

Наименование Где взять Срок действия
Паспорт ЗАГС Меняется при смене Ф.И.О., а также при достижении 20 и 45 лет
Свидетельство о собственности на имеющееся жилье Росреестр Выдается при оформлении права собственности, действует до продажи, дарения или мены недвижимости
Справка об инвалидности и программа реабилитации МСЭ До первого переосвидетельствования при установлении группы с ограниченным сроком. Инвалидов с бессрочной группой это не касается
Справка о составе семьи МФЦ 1 месяц.

Нужна для подтверждения количества проживающих с инвалидом членов семьи

Соцзащита может затребовать дополнительные документы, которые необходимо будет предоставить в кратчайшие сроки.

«Развитие программ социальной поддержки является приоритетным направлением деятельности властей РФ. Многодетные семьи, ветераны и инвалиды должны быть обеспечены жильем, и мы постоянно разрабатываем новые комплексы мер, направленные на скорейшее получение ими недвижимости»

В.В. Путин, Президент РФ.

к содержанию ↑

Дополнительные льготы для инвалидов

Согласно законодательству, лица с ограниченными возможностями могут воспользоваться дополнительными льготами:

Социальные Налоговые Жилищные
Бесплатный проезд в общественном транспорте Частичное или полное освобождение от уплаты налога на транспорт Компенсация расходов на оплату ЖКХ-услуг
Снабжение бесплатными медикаментами по рецептам врачей Предоставление налогового вычета трудоустроенным инвалидам при приобретении недвижимости Выплата компенсации по затратам на приобретение топлива для негазифицированного жилья
Получение компенсаций и надбавок к пенсии Снижение суммы к уплате имущественных налогов

Полный перечень привилегий устанавливается региональными властями.

к содержанию ↑

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как долго придется инвалиду стоять на очереди, чтобы получить жилье?

Сроки предоставления недвижимости из социального фонда законодательно не регламентируются. Они зависят от количества человек перед очередником и размера бюджета, закладываемого в строительство ежегодно.

Вопрос №2. Что делать, если в Соцзащите отказались ставить на очередь?

Отказ должен быть мотивирован письменно. Если причины можно устранить, льготник должен это сделать для повторной подачи документов на регистрацию. При немотивированном отказе решения госорганов обжалуются через суд в порядке административного производства.

к содержанию ↑

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Жилье выдадут быстро.

Как правило, в очереди при подаче документов для постановки на учет перед гражданином уже находится несколько тысяч человек, поэтому рассчитывать на обеспечение жильем в короткие сроки не стоит.

Ошибка №2. Чтобы отслеживать продвижение очереди, нужно каждый раз запрашивать информацию в Соцзащите или муниципалитете.

Нет, в большинстве регионов такая возможность предусмотрена на портале «Госуслуги», и для отслеживания очереди достаточно регистрационного номера и данных льготника.

Автор статьи
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.
Следующая
ЗаявленияЕДВ блокадникам в 2024 году

Добавить комментарий

Adblock
detector