Увольнение врача за взятку: статья ТК с изменениями 2024 года

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

  • Национальный календарь профилактических прививок;
  • Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным приказом и законом об иммунопрофилактике Главный государственный санитарный врач РФ и главные санитарные врачи субъектов Федерации вправе выносить постановления об обязательном проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам по эпидемическим показаниям.
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определяются категории (группы) граждан так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и должны пройти вакцинацию.

Для работников отдельных отраслей, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия без сохранения заработной платы.
Обязательность вакцинации, а также обязанность работодателя по отстранению от работы не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19, но наличие противопоказаний должно быть подтверждено медицинским заключением.

Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, а также сроки ее проведения устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Работодатель в силу возложенных на него законом обязанностей должен обеспечить условия для безопасного оказания услуг и безопасного труда своих сотрудников.
В свою очередь, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее –ТК РФ) предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.

Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Коллектив вакцинирован в меньшем размере, чем указано в постановлении главного государственного санитарного врача субъекта (например, меньше чем на 80%).
  2. Непривитый сотрудник способен передать вирус окружающим, поскольку он регулярно контактирует с большим количеством посетителей.
  • В регионе действует постановление главного санитарного врача об обязательной иммунизации.
  • Сотрудник относится к сфере, указанной в постановлении.
  • Сотрудник подлежит вакцинации по решению работодателя.
  • Сотрудник не имеет справки от врача о том, что у него медотвод, и не принес сертификат о вакцинации.
  • Сотрудник продолжает исполнять свои обязанности, то есть он не в отпуске (по беременности и родам, неоплаченном, дополнительном, без сохранения зарплаты), не на повышении квалификации.

Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных главными государственными санитарными врачами субъектов.
При отстранении от работы заработная плата не выплачивается.

Вместе с тем, увольнение, лишение премии, наложение дисциплинарного взыскания за отказ от вакцинации не согласуется с требованиями действующего законодательства РФ и будет являться грубым нарушением со стороны работодателя.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (например, на период эпиднеблагополучия, до прохождения вакцинации).

Порядок обеспечения проведения вакцинации, учета процента вакцинированных, а также последующего отстранения от работы сотрудников, отказавшихся от прохождения вакцинации, в достаточной мере изложены в разъяснениях Роспотребнадзора и Минтруда от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532.
Необходимо учитывать, что отстранять всех отказавшихся от вакцинации не обязательно.

Нужно, чтобы после отстранения привитые сотрудники, а также переболевшие (не более 6 месяцев) составляли 80% от общего числа работающих, что также вытекает из рекомендаций Минтруда и Роспотребнадзора от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532.
В оставшиеся 20%, как правило, входят лица, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, направленные организацией на обучение с отрывом от работы, находящиеся в простое и неоплачиваемых отпусках, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, на больничном, в длительных служебных командировках и другое, что также вытекает из разъяснений, данных Минтрудом.

Согласно этим же разъяснениям, в случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 ТК РФ. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

Вместе с тем исходя из разъяснений Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ сотрудники, работающие удаленно (дистанционно), отказавшиеся от вакцинации и не имеющие противопоказаний, могут быть отстранены от работы. Перевод на дистанционный труд не является альтернативой отстранению, по мнению Роструда.

  1. Отстранение раньше срока, указанного в Постановлении главного санитарного врача.
  2. Отстранение сотрудника, имеющего противопоказания к вакцинации.
  3. Отстранение работника за пределами установленного размера коллективного иммунитета.
  4. Отстранение работника отрасли, не подпадающего под обязательную вакцинацию.

Также с 1 марта 2024 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты. Это новый абзац статьи 76 ТК РФ, предусматривающий отстранение от работы сотрудников, которые не применяют выданные им в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

Необходимо помнить, что за нарушение требований трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена административная ответственность (статья 5.27 КоАП РФ).

Работники по вопросам, связанным с нарушением их прав и гарантий, определенных ТК РФ со стороны работодателя, могут подать жалобу или обратиться в государственную трудовую инспекцию, в прокуратуру или оставить жалобу на сайте Роструда.

к содержанию ↑

Комментарий к ст. 73 TК РФ

1. Работодатель обязан, выполняя соответствующее медицинское предписание, перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (см. также комментарий к ст. 182 ТК).

2. В случае невозможности осуществления такого перевода (отказа от него работника либо отсутствия подходящей работы) работник отстраняется работодателем от работы на весь срок (до четырех месяцев), указанный в медицинском заключении, с сохранением места работы (должности) и, в исключительных случаях, заработной платы.

3. При отказе от необходимого для работника перевода на срок более четырех месяцев или постоянного перевода либо отсутствии подходящей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК (см. комментарий к данной статье).

4. Работодатель вправе с письменного согласия руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров не прекращать с ними трудовые отношения в случае невозможности осуществления их перевода на другую работу, а отстранять от работы на срок, определяемый соглашением сторон, с выплатой, в исключительных случаях, заработной платы (см.

комментарий к ст. 76 ТК).

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 73 TК РФ

Довод кассационной жалобы о том, что правоотношения, закрепленные в пункте 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носят ситуационный характер и не должны применяться к вопросам установления заработной платы, а суду следовало руководствоваться положениями статей 21, 57, 73, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации, неоснователен, так как рассматриваемые правоотношения нормами Трудового кодекса не регулируются.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

В противном случае работодатель после получения медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к выполнению поручаемой работы вынужден будет прекратить трудовой договор согласно пункту 11 ч. 1 ст.

77 Трудового кодекса Российской Федерации за нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (абз. 3 статьи 84 настоящего Кодекса), либо перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч.

1 ст. 73 ТК РФ).

Ссылка Фонда на нарушение обществом статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что работник должен быть не менее чем за 2 месяца извещен об изменении существенных условий труда, к которым относится увеличение продолжительности рабочего времени, судом отклоняется, поскольку данные изменения произошли по требованию самой работницы, в ее интересах, и против увеличения продолжительности рабочего дня она не возражала.

Гарантии, указанные в ст. 24 оспариваемого Закона, в целом согласуются с принципами осуществления совместного нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяющими субъектам Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения собственные нормативные правовые акты по вопросам, в том числе, и не урегулированным в соответствующих федеральных законах, и положениями ст.

ст. 5, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.

ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими создание депутатам представительных органов местного самоуправления необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий путем установления для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации особого статуса, включающего в себя и дополнительные трудовые гарантии, обеспечивающие защиту депутатов от незаконного увольнения с работы и необоснованного изменения им существенных условий труда.

Поскольку федеральный закон о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации отсутствует, то с учетом изложенных выше обстоятельств Республика Коми обоснованно приняла собственный нормативный правовой акт, содержащий нормы о статусе депутатов советов муниципальных образований Республики Коми, которые предусматривают более высокий по сравнению с действующим трудовым законодательством уровень защиты трудовых прав этих депутатов. При этом установленные в ст.

24 Закона Республики Коми «О местном самоуправлении в Республике Коми» меры защиты трудовых прав депутатов представительных органов местного самоуправления сами по себе не противоречат основным началам трудового законодательства, т.к. не исключают право работодателя на применение положений ст.

ст. 73, 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, и с точки зрения права граждан на осуществление местного самоуправления через свои выборные органы являются соразмерными и оправданными.

Миронов Ю.Н., работающий участковым врачом-фтизиатром, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Инструкции недействующей в полном объеме ввиду того, что она не была официально опубликована для всеобщего сведения и противоречит статье 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которой закреплено, что перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет. Кроме того, заявитель ссылается на несоответствие первого предложения пункта «д» раздела IV Инструкции, предусматривающего, что вопрос об отстранении от работы должен решаться совместно врачами эпидемиологом и фтизиатром, положениям статей 73 и 76 Трудового кодекса Российской Федерации.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А.

Мельников просит признать не соответствующей Конституции Российской Федерации статью 73 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ и регулировавшей порядок изменения существенных условий трудового договора.

— в нарушение статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации прекращен трудовой договор с Петриковым Н.Ю. на основании пункта 8 части первой статьи 77 названного Кодекса без медицинского заключения о временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или постоянном переводе;

ПРАВ СТАТЬЕЙ 72 И ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 73 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В.

Арановского, А.И. Бойцова, Н.С.

Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.

Данилова, Л.М. Жарковой, С.М.

Казанцева, С.Д. Князева, А.Н.

Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П.

Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.

Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г.

Ярославцева,

К указанным исключениям, когда удержание не производится, относятся случаи увольнения в связи с: ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем — физическим лицом (пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); сменой собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера); призывом работника на военную службу или направлением его на замещающую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); признанием работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (пункт 5 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); смертью работника либо работодателя — физического лица, а также признанием судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в связи с увольнением по пункту 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части 3 и 4 статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации).

к содержанию ↑

ПАМЯТКА УВОЛЬНЯЕМ ВЗЯТОЧНИКА

ПАМЯТКА

УВОЛЬНЯЕМ ВЗЯТОЧНИКА

Одним из серьезных преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является получение взятки, которое относится к нарушениям законодательства о противодействии коррупции и за которое установлена уголовная ответственность. Такой служащий, конечно, подлежит увольнению.

И даже если в действиях служащего нет состава преступления и он никакой взятки не брал, его все же могут уволить, если работодатель выяснит, что он не соблюдал требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. О том, что понимается под взяткой, в каких случаях, связанных с взятками, гражданский или муниципальный служащий может быть уволен и как должно осуществляться такое увольнение.

Определения понятия “взятка” законодатель не дает. В энциклопедическом словаре взятка определяется как принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Исходя из положений УК РФ взятка может предоставляться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. На практике это бывают:

  1. Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, машины, бытовая техника, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки и иная недвижимость.
  2. Услуги имущественного характера – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата других расходов.

Взятка может быть предоставлена в завуалированной форме, например, как банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты, льготный кредит, завышенные гонорары за лекции, статьи, уменьшение арендной платы и т.д.

В некоторых случаях взяткой будет считаться и подарок.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц.

То есть должна иметься связь между действием и взяткой. При этом не имеет значения, что произошло в первую очередь – получение взятки или действие, главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность.

Согласно нормам законодательства взяточничество включает в себя получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Эти деяния являются тяжкими преступлениями, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Итак, Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды преступлений, связанные с взяткой:

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Отметим, что под коммерческим подкупом также понимаются деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права, услуги имущественного характера.

Обратите внимание! К уголовной ответственности за получение взятки может быть привлечен только представитель власти (муниципальный или государственный служащий любого ранга) или лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, муниципальных и государственных организациях и учреждениях.

Как характеризуются эти преступления и какая уголовная ответственность за них предусмотрена, представим в таблице.

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях” (далее – Постановление N 24) ответственность за получение взятки наступает:

  1. За совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. При этом под таким действиями (бездействием) понимаются действия (бездействие), которые должностное лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
  2. За способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), которое выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
  3. За общее покровительство или попустительство по службе. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

При этом подобные действия (бездействие) могут быть совершены в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, его организационно-распорядительные функции.

  1. За совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие), которые совершены этим лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются этим лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Например, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

В Постановлении N 24 определено и такое понятие, как вымогательство взятки, под которым понимается не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции, дать взятку, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Обратите внимание! Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п.

7 Постановления N 24).

Обязанность предотвратить конфликт интересов

Итак, получение служащим взятки является коррупционным правонарушением и неразрывно связано с таким понятием, как конфликт интересов. В силу ст.

10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью служащего понимается возможность получения им или членами его семьи и родственниками доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

Для государственных и муниципальных служащих установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

И первое, что должен сделать служащий, – это уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только узнает об этом.

Обратите внимание! Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности по законодательству РФ (ч.

1, 3 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов обязан и представитель нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта.

Осуществляется предотвращение и урегулирование конфликта интересов и путем отвода или самоотвода служащего (ст. 11 Закона N 273-ФЗ).

В государственных и муниципальных учреждениях, как правило, существуют инструкции или памятки, как вести себя служащему для того, чтобы в первую очередь обезопасить себя от провокации взятки, и какие действия предпринимать, если взятку предложили.

Так, при предложении взятки служащим рекомендуется:

– вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

– внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

– не брать инициативу в разговоре на себя, больше “работать на прием”, позволять потенциальному взяткодателю “выговориться”, сообщать как можно больше информации;

– доложить о данном факте служебной запиской руководителю органа;

– обратиться с письменным или устным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

В целях недопущения конфликта интересов служащим рекомендуется:

– внимательно относиться к любой возможности такого конфликта;

– принимать меры по его предотвращению;

– сообщать непосредственному руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов;

– принимать меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;

– подчиняться решению руководителя по предотвращению или преодолению такого конфликта.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение со службы (ч. 2.3 ст.

14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” (далее – Закон N 25-ФЗ), ч. 3.2 ст.

19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон N 79-ФЗ)).

ПОРЯДОК УВОЛЬНЕНИЯ СЛУЖАЩЕГО ЗА ВЗЯТКУ

Говоря об увольнении за получение взятки, следует отметить, что здесь есть два варианта.

Первый: служащего привлекли к уголовной ответственности, исключающей замещение данной должности. В этом случае на основании приговора суда, вступившего в законную силу, гражданский служащий увольняется в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон, – по п.

1 ч. 2 ст.

39 Закона N 79-ФЗ из-за осуждения к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а муниципальный служащий – по аналогичному основанию, предусмотренному п. 4 ч.

1 ст. 83 ТК РФ.

Второй: в действиях (бездействии) служащего не было состава уголовного преступления, но работодатель усмотрел в них состав коррупционного правонарушения. В этом случае увольнение осуществляется по инициативе работодателя и по другому основанию. Тогда предшествовать увольнению должен определенный порядок. Представим его в таблице.

2. Рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию).

3. Объяснения муниципального служащего.

– характер совершенного коррупционного правонарушения – тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено;

– соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;

– исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

Если служащий получил в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), то он также может быть уволен, но основанием увольнения в этих случаях для муниципальных служащих будет п. 3 ч.

1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Для гражданских служащих основанием увольнения за несоблюдение ограничений и запретов тоже будет п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

Еще раз отметим, что коррупционным правонарушением, за которое служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы, считается не только сам факт получения взятки, но и непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он оказался. И самая первая из таких мер – несообщение работодателю о возникновении конфликта.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Не имеет значения для увольнения и то, возбуждено в отношении служащего уголовное дело или в этом отказано. Вынесение же в отношении служащего обвинительного приговора может повлиять лишь на основание увольнения.

Основанием увольнения за коррупционное правонарушение будет доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

При применении дисциплинарного взыскания работодателю следует учитывать характер коррупционного правонарушения – тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и т.д.

Также помните, что не допускается увольнение служащего по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в период пребывания в отпуске или отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.

к содержанию ↑

Увольнение за коррупционные правонарушения

Коррупция на работе, как внутри организации, так и при внешних взаимодействиях, может стать серьезной проблемой. Она негативно влияет на репутацию компании и может привести к значительным финансовым потерям. А еще влечет за собой наступление уголовной ответственности. Рассмотрим подробнее увольнение за коррупционные правонарушения.

Что такое коррупция?

Коррупция представляет собой негативное явление, которое в конечном итоге способно привести любую организацию к убыткам. Обычно в коррупционных схемах задействованы должностные лица, имеющие доступ к ценным ресурсам компании, а также возможность совершить преступные действия, оставаясь при этом безнаказанными.

Коррупция — это довольно широкий термин. Полностью он раскрыт в действующем законодательстве, а именно, в п. «а» ст. 1 закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.

Несмотря на то, что коррупцию обычно связывают с взяточничеством, только им она не ограничивается. В бизнесе можно столкнуться и с другими ее формами, а именно:

  • со злоупотреблением служебным положением;
  • коммерческим подкупом;
  • иными действиями, связанными с использованием своего положения в организации.

Следует отметить, что в нормативно-правовых актах понятие взятки не закреплено. Однако, исходя из положений УК РФ, можно прийти к выводу, что под ней понимается принимаемые должностным лицом материальные вещи.

Таковыми могут быть деньги, различные предметы, та или иная имущественная выгода, а также услуги — организация лечения, оплата тех или иных расходов, ремонтно-строительные работы. Кроме того, взяточничество может выражаться в бездействии в интересах конкретного лица.

Важно! В определенных ситуациях подарок, например, учителю на 1 сентября, может считаться взяткой. Следует учитывать, что для работников бюджетных учреждений установлено ограничение на стоимость подарков.

Она не может быть более 3000 руб. в соответствии со ст.

575 ГК РФ. При этом под указанный лимит не попадают акты дарения, связанные с протокольными мероприятиями, рабочими командировками.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Судебная практика понимает под злоупотреблением служебным положением, использование должностных полномочий лица, выполняющего конкретную трудовую функцию, вразрез интересам организации и для извлечения необходимой выгоды.

Понятие коммерческого подкупа, в народе нередко называемого «откатом», можно найти в ст. 204 УК РФ. Исходя из смысла положений, приведенных в статье, под ним понимается незаконная передача лицу материальных ценностей или прав на имущество в качестве вознаграждения за совершение взамен тех или иных действий, предоставление различных преференций.

В качестве коммерческого подкупа можно привести пример ситуации при которой гендиректор строительной компании, требует от аудиторов, выигравших тендер, предоставление определенного процента от вознаграждения за подписание акта после выполненных ими работ.

Следует отметить, что на практике «подарки» зачастую принимают завуалированную форму. Например, они могут быть в виде кредитов с заниженной ставкой по процентам, предоставлении различных турпутевок, строительство дач и тому подобное.

Когда в той или иной организации выявляются коррупционные схемы, ее должностные лица попадаются на взятках и подкупах, обнародование, в том числе освещение в СМИ, нередко приводит к тому, что бизнес-партнеры теряют доверие к компании, а клиенты к ее продуктам. Одним из первых шагов для борьбы с коррупцией в организации является принятие жестких дисциплинарных мер для сотрудников, которые были уличены в коррупции, привлечение их установленной законом ответственности.

к содержанию ↑

Кого можно уволить за коррупцию?

Увольнение за совершение коррупционного правонарушения может последовать только в том случае, если оно совершено должностным лицом.

Например, согласно положениям УК РФ, дача взятки будет являться преступлением только тогда, когда материальные ценности принимает должностное лицо. Согласно гл.

30 УК РФ, им может быть не только представитель власти, но и сотрудник в учреждении, чьи полномочия связаны с выполнением административно-хозяйственных и организационных функций в бюджетном учреждении. Например, ректор ВУЗа, директор общеобразовательной школы, главврач муниципального медучреждения.

Что касается подкупа, то он представляет собой ту же взятку, но не в государственной сфере, а в коммерческой организации, в том числе в организациях с госучастием. В данном случае, фигурантами уголовных дел становятся, как правило, сотрудники, наделенные управленческими функциями.

Например, коммерческий подкуп возникает в ситуации, когда заместитель гендиректора, перечисляет крупную денежную сумму исполнительному директору, для того чтобы он, в рамках своих полномочий, подтвердил объем выполненных работ по реконструкции музея.

Таким образом, уволить за коррупцию, так и привлечь к установленной законом ответственности могут как должностных лиц госучреждений, так и сотрудников коммерческих организаций.

Важно, что взяточничество и подкуп наказуемы, не только в российских организациях, но также и в иностранных и международных, чьи представительства находятся на территории РФ.

к содержанию ↑

Как уволить за коррупцию?

В том случае, если сотрудник был пойман на взятке или коммерческом подкупе, работодатель вынужден идти на его увольнение за совершение коррупционного правонарушения.

Следует отметить, что ТК РФ, не содержит отдельной статьи, предполагающей увольнение конкретно за «взяточничество», а также подкуп или использование служебного положения для выгоды.

Однако с виновным сотрудником вполне можно расторгнуть трудовые отношения в связи с утратой доверия по п. 7 ч.

1 ст. 81 ТК РФ.

Аналогичное мнение изложено в п. 45 постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.2004 г.

Верховный суд РФ посчитал, что если факт взяточничества, подкупа или иных подобных правонарушений был установлен в предусмотренном буквой закона порядке, то работника можно уволить по статье, обозначенной выше.

Кроме того, по мнению ВС РФ, увольнение за утрату доверия должно происходить с учетом ст. 193 ТК РФ, устанавливающей порядок применения работодателем дисциплинарных взысканий.

Окончательный расчет сотрудника за коррупцию возможен только при наличии доказательств его вины. Именно поэтому, следует с особым вниманием отнестись к документальному оформлению и соблюдению порядка увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

Автор статьи
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияМожно ли вернуть налог за кредит если в декрете

Добавить комментарий

Adblock
detector