Порядок проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений

Утечка конфиденциальной информации представляет собой неправомерный, т.е. неразрешенный выход такой информации за пределы защищаемой зоны ее функционирования или установленного круга лиц, имеющих право работать с ней.

Если этот выход привел к получению информации ознакомлению с ней лицами, не имеющими к ней санкционированного доступа, независимо от того, работают или не работают такие лица на данном предприятии, обусловлены уязвимостью информации.

В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о произошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган безопасности. Организовать служебное расследование и розыск носителей конфиденциальной информации, принять меры по локализации возможного ущерба.

Мероприятия по розыску утраченных носителей конфиденциальной информации, выявлению обстоятельств разглашения конфиденциальной информации и виновных лиц проводятся во взаимодействии с органами безопасности.

Для проведения служебного расследования руководитель предприятия не позднее следующего дня (после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей, содержащих такую информацию), назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия.

В состав комиссии входят не менее трех человек (включая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (соответствующий допуск к конфиденциальной информации). При необходимости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного расследования.

В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется).

Факт выявления нарушения режима коммерческой (служебной) тайны должен быть зафиксирован документально — в виде служебной записки, заявления, рапорта, акта и т. п.

На основании этого документа назначается внутреннее расследование. Если факт нарушения не зафиксирован, но есть предположение о его совершении (или сокрытии факта нарушения) назначается соответствующая внутренняя проверка.

Результаты проверки также могут стать основанием для проведения расследования.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Служебное расследование должно проводиться в предельно короткий срок (не более месяца со дня обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты ее носителей).

Если утраченные носители информации не обнаружены, исчерпаны все возможные меры розыска, внесена ясность в обстоятельства произошедшего и установлены виновные, розыск может быть прекращен. Мотивированное заключение о прекращении розыска утверждается руководителем предприятия, назначившим комиссию по проведению служебного расследования, после чего оно рассматривается и утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется).

к содержанию ↑

Особенности назначения и проведения расследования в случае утраты секретных документов содержащих государственную тайну

Назначение и проведение административного расследования по фактам утраты (хищения) секретных документов, разглашению секретных сведений проводится в соответствии с общими правилами. Но проведение расследования в этих случаях имеет свои особенности.

Разглашение секретных сведений — это предание огласке сведений лицом, которому эти сведения были доверены по службе, работе или стали известны другим путем, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.

Утрата документов (изделий), содержащих секретные сведения, — это выход (в том числе и временный) документов (изделий) из владения ответственного за их сохранность лица, которому они были доверены по службе или работе, являющийся результатом нарушения установленных правил обращения с ними, вследствие чего эти документы (изделия) стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.

За разглашение сведений, содержащих государственные секреты, и утрату документов (изделий), содержащих такие сведения, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

За утрату секретных документов (изделий), содержащих сведения военного характера, не являющиеся государственной тайной, но не подлежащие оглашению, а также нарушение требований по обеспечению сохранения государственной и военной тайны, но не повлекшее разглашение сведений и утрату документов (изделий), виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности и могут быть отстранены от работ с секретными документами (изделиями).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отказ в допуске (лишение допуска) к государственной тайне может явиться основанием для досрочного расторжения с военнослужащим контракта и увольнения его с военной службы.

О фактах утраты (хищения) документа особой важности, совершенно секретных и секретных документов, а также за разглашение сведений, составляющих государственную и военную тайну, командиры воинских частей (учреждений) представляют донесения и доклады в вышестоящие органы военного управления. Одновременно с этим ставятся в известность соответствующие органы ФСБ и военной прокуратуры.

В письменном донесении отражаются:

  • — когда, при каких обстоятельствах, какой документ (изделие) утрачен, его учетные номера и какие секретные сведения он разглашает;
  • — виновные лица;
  • — причины и условия, способствовавшие утрате или разглашению секретных сведений;
  • — проводимые или планируемые мероприятия по розыску секретного документа (изделия), локализации последствий утраты (разглашения), а так же по другим вопросам, связанным с данным происшествием.

Необходимые мероприятия по розыску утраченных секретных документов (изделий) или установлению обстоятельств разглашения сведений, а так же виновных в этом лиц проводится в контакте с органами ФСБ.

Розыск утраченных секретных документов (изделий) может быть прекращен только в том случае, если исчерпаны все возможные меры, выяснены все обстоятельства и причины их утраты, установлены виновные в этом лица.

Для выяснения обстоятельств и причин разглашения сведений, составляющих государственную и военную тайну, или утраты документов (изделий), содержащих такие сведения, по указанию командира воинской части проводится административное расследование. В соответствии с пунктом 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 года N 10) в случае разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утрату (хищение) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий) административное расследование назначается в обязательном порядке.

Не позднее, чем на следующий день после обнаружения факта разглашения секретных сведений или утраты секретных документов или изделий, содержащих такие сведения, для проведения текущего указанного расследования создается комиссия из компетентных, не заинтересованных в исходе дела лиц, в необходимом составе, но не менее трех человек (в том числе представителя шифровального или режимного органа вышестоящего штаба), имеющих непосредственное отношение и допуск по соответствующей форме к данным секретным сведениям, работам и документам (изделиям). Состав комиссии и выделенные для розыска силы и средства на весь период работ освобождаются от исполнения прямых служебных обязанностей.

Расследование должно быть проведено в короткие сроки, но не более месяца со дня обнаружения факта разглашения секретных сведений или утраты секретных документов (изделий).

По результатам расследования разглашения секретных сведений, утраты секретных документов (изделий) командиру воинской части должны быть предоставлены следующие документы:

  • — акт об обстоятельствах и результатах расследования (розыска) факта разглашения сведений, составляющих государственную и военную тайну, или утраты документов (изделий), содержащих такие сведения, с соответствующими выводами и предложениями, в том числе о прекращении розыска;
  • — письменные объяснения виновных и других лиц, которых опрашивали члены комиссии;
  • — предварительное заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных документов (изделий);
  • — другие документы, имеющие отношение к административному расследованию.

После завершения административного расследования командир (начальник) воинской части (учреждения) должен решить в установленном порядке вопрос о привлечении лиц, виновных в разглашении секретных сведений или утрате секретных документов (изделий), к ответственности. Привлечение виновного (виновных) к дисциплинарной ответственности осуществляется в срок не позднее 10 дней после получения заключения по материалам расследования.

Если в ходе расследования будут установлены признаки преступления, то командир (начальник) воинской части (учреждения) возбуждает уголовное дело лично, согласует его с военным прокурором либо сообщает о преступлении военному прокурору гарнизона для вынесения процессуального решения.

Предварительное заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных секретных документов (изделий) комиссия дает только в том случае, если документ разработан в данной войсковой части или в подчиненной воинской части. Если это не так, то заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных секретных документов (изделий) истребуется из органа военного управления, разработавшего документ (изделие).

Результаты розыска и проведенного расследования обстоятельств и причин утраты секретных документов (изделий) и разглашения секретных сведений, а также о принятых мерах и наказании виновных докладываются тем лицам, которым было представлено первоначальное донесение.

Учет разглашенных сведений, составляющих государственную и военную тайну, или утрат документов (изделий), содержащих тайные сведения, и проводимых мероприятий по таким фактам ведется в каждом режимно-секретном органе воинской части по журналу (форма N 44).

к содержанию ↑

24.Понятие служебное расследование по фактам разглашения информации. Цели и задачи служебного расследования.

В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о произошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган безопасности, организовать служебное расследование и розыск носителей конфиденциальной информации, принять меры по локализации возможного ущерба.

Для проведения служебного расследования руководитель предприятия не позднее следующего дня после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей, содержащих такую информацию, назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия.

В состав комиссии входят не менее трех человек (включая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (соответствующий допуск к конфиденциальной информации). При необходимости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного расследования.

В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется).

Комиссия по проведению служебного расследования обязана:

установить обстоятельства разглашения конфиденциальной информации или утраты содержащих ее носителей (время, место, способ и др.);

вести розыск утраченных носителей информации;

установить лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации или утрате ее носителей;

установить причины и условия, способствующие разглашению конфиденциальной информации, утрате носителей информации, и выработать рекомендации по их устранению.

Члены комиссии по проведению служебного расследования имеют право:

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

проводить осмотр помещений, участков местности, хранилищ, столов, шкафов, папок, портфелей и других предметов, где могут находиться утраченные носители конфиденциальной информации;

проверять полистно все носители конфиденциальной информации, находящиеся на предприятии, и учетные документы, отражающие их поступление и движение (книги и журналы учета);

опрашивать работников, предприятия, допустивших разглашение конфиденциальной информации или утрату носителей этой информации, а также других работников, могущих оказать содействие в установлении обстоятельств разглашения информации (утраты носителей информации), и получать от них письменные объяснения;

о окончании служебного расследования комиссия обязана представить руководителю предприятия на рассмотрение следующие документы:

заключение о результатах проведенного служебного расследования;

письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии;

акты проверок наличия носителей конфиденциальной информации на предприятии, осмотра и проверки служебных помещений, хранилищ и т.п.;

другие документы, имеющие отношение к служебному расследованию.

25. Процедура оформления допусков и ее документирование, подлежащих согласованию с органами… Особенности оформления допуска. Аннулирование допуска. Снижение формы допуска. Восстановление формы допуска.

Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации с соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3). В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности.

Повышение в случае необходимости формы допуска производится в установленном настоящей Инструкцией порядке.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее именуются — органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, указанного в пункте 26 настоящей Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ.

При отсутствии в военном представительстве подразделения по защите государственной тайны оформление допуска сотрудникам может производиться подразделением по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства.

Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т. п.) и постоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих филиалов (подразделений, экспедиций и т.

п.). Проверочные мероприятия в этом случае осуществляются органами безопасности по месту расположения (республика, край, область) этих объектов.

Граждане, принимаемые на работу в подразделения по защите государственной тайны, а также для ведения секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформляются на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме.

Особенности доступа к конфиденциальной информации различных категорий персонала. Обязанности лиц, допущенных к защищаемым сведениям.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих защищаемую информацию, и грифами секретности их носителей, установлены следующие формы допуска:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Уровень необходимого допуска личного состава определяется степенью секретности сведений (грифом секретности их носителей), с которыми они знакомятся (работают) в рамках исполнения должностных (функциональных) обязанностей. Уровень допуска для каждого должностного лица, работающего на предприятии, отражается в номенклатуре должностей.

Карточка о допуске — документ, подтверждающий наличие допуска к защищаемой информации, содержащий отметки о согласовании допуска лица с органом безопасности и решении руководителя предприятия о допуске лица к носителям сведений, составляющих защищаемую информацию, а также отражающий трудовую деятельность оформляемого лица, его семейное положение и другую информацию. Форма карточки определяется формой допуска к защищаемой информации для данного лица.

Перечисленные, а также другие необходимые документы направляют в орган безопасности с мотивированным письмом, содержащим обоснование необходимости допуска лица к сведениям соответствующей степени секретности.

При несоответствии формы допуска лица степени секретности сведений, к которым оно фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена. Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя предприятия с соответствующей отметкой в карточке о допуске к защищаемой информации.

В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может принять решение о ее восстановлении.

Предприятие в установленном порядке обязано письменно информировать орган безопасности о состоянии работы по допуску лиц к защищаемой информации (изменение формы допуска, прекращение допуска и т.д.) и предоставлять отчетные документы и материалы.

Прекращение допуска гражданина к защищаемой информации производится по решению руководителя предприятия, на котором он работает. Это решение оформляется в виде письменного мотивированного заключения.

В случае, когда заключение о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к сведениям, составляющим защищаемую информацию, вынесено органом безопасности, оно является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы с защищаемыми сведениями.

Доступ командированных лиц к коммерческой тайне на предприятиях, куда они командируются, осуществляется в порядке, определяемом обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с установленным режимом коммерческой тайны. Порядок доступа лиц к конфиденциальной информации иного характера в каждом конкретном случае устанавливается ее обладателем, наделенным соответствующими полномочиями.

Командированное лицо может иметь доступ только к тем сведениям, составляющим защищаемую информацию (их носителям), которые ему необходимы для выполнения задания, указанного в предписании. Непосредственный доступ командированного лица к конкретным сведениям (их носителям) осуществляется с письменного разрешения руководителя принимающей организации (ее структурного подразделения), которое оформляется в соответствующей графе предписания на выполнение задания.

к содержанию ↑

Лекция 4. Порядок проведения расследований по фактам утраты конфиденциальных документов

По фактам утраты (в том числе временной) конфиденциальных документов (носителей, изделий), разглашения охраняемой законом информации, а также другим нарушениям режима коммерческой или служебной тайны проводятся внутренние расследования.

Расследования имеют целью:

  • ? поиск утраченного документа (носителя, изделия);
  • ? изучение (анализ) ситуации для принятия мер по предотвращению (пресечению) повторения выявленного нарушения;
  • ? создание доказательной базы для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Факт выявления нарушения режима коммерческой (служебной) тайны должен быть зафиксирован документально — в виде служебной записки, заявления, рапорта, акта и т. п.

На основании этого документа назначается внутреннее расследование. Если факт нарушения не зафиксирован, но есть предположение о его совершении (или сокрытии факта нарушения) назначается соответствующая внутренняя проверка.

Результаты проверки также могут стать основанием для проведения расследования.

Задачами внутреннего расследования являются:

  • ? установление обстоятельств нарушения, в том числе времени, места и способа его совершения;
  • ? обследование мест возможного нахождения утраченного конфиденциального документа;
  • ? установление лиц, непосредственно виновных в данном нарушении;
  • ? выявление причин и условий, способствовавших нарушению.
к содержанию ↑

Порядок проведения служебного расследования

Для проведения внутреннего расследования руководитель организации (предприятия) приказом или распоряжением назначает комиссию в составе не менее трех человек. Комиссия должна быть сформирована не позднее следующего дня после даты выявления нарушения из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников.

Они должны быть допущены к коммерческой (служебной)

? Курс лекций тайне и иметь отношение к рассматриваемому вопросу. В состав комиссии целесообразно включать представителя службы безопасности и конфиденциального делопроизводства, представителя подразделения, в котором зафиксировано нарушение (но не состоящего в подчиненности с лицами, в отношении которых проводится расследование), юриста (сотрудника кадрового подразделения).

Если имеется вышестоящая организация, то о факте выявленного нарушения и назначении внутреннего расследования информируется руководитель подразделения (должностное лицо), отвечающее за защиту информации в этой организации. Вышестоящая организация может направить своего представителя для участия в работе комиссии, возглавить ее или назначить свою комиссию.

На время проведения мероприятий по расследованию члены комиссии освобождаются от исполнения своих должностных обязанностей. Общая продолжительность внутреннего расследования не должна превышать одного месяца.

Комиссия обязана принять исчерпывающие меры для всестороннего и объективного изучения и документального оформления всех обстоятельств нарушения.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи, комиссия должна быть наделена определенными полномочиями, которые целесообразно закрепить в соответствующем разделе «Положения о режиме коммерческой (служебной) тайны организации (предприятия)» или самостоятельном документе (инструкции).

В общем виде права и обязанности комиссии включают в себя:

  • ? опрос работников, допустивших утрату документов (носителей, изделий) или разглашение конфиденциальной информации, а также лиц, которые могут оказать содействие в установлении обстоятельств произошедшего:
  • ? проведение осмотров территории, здания, помещений (комнат, кабинетов), хранилищ, сейфов, шкафов, спецпортфелей, столов и других объектов и предметов, которые могут иметь отношение к факту нарушения или в которых могут находиться утраченные документы;
  • ? проверку всех конфиденциальных документов, а также журналов (карточек) учета и сопроводительных документов, отражающих поступление и движение утраченных документов;
  • ? привлечение (с разрешения соответствующего руководителя) других работников к проведению отдельных действий в рамках внутреннего расследования.

Работник, в отношении которого проводится расследование, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) о проведении расследования.

Все действия членов комиссии и полученные входе расследования материалы подлежат письменному оформлению (актами, справками и т. п.).

Истребование от работника объяснения в письменной форме для установления причины нарушения является обязательным. В случае, когда работник отказывается дать письменные объяснения, его устные показания или отказ от них письменно фиксируются членами комиссии (не менее чем за двумя подписями).

В целях исключения возможности какого-либо воздействия на процесс расследования члены комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность расследования до принятия по ним решения руководителем организации (предприятия).

Для организованного и оперативного проведения внутреннего расследования комиссия разрабатывает версии причин нарушения (например, о возможном местонахождении пропавшего документа) и составляет план проведения необходимых мероприятий (поиска) по каждой из этих версий. В ходе расследования могут выдвигаться и отрабатываться дополнительные версии (с соответствующим уточнением плана действий).

После того как возможные меры поиска документа (носителя, изделия) исчерпаны, но не привели к его обнаружению, полностью выяснены обстоятельства утраты и установлены виновные лица, поиск документа может быть прекращен. Решение о прекращении поиска утверждается должностным лицом, назначившим внутреннее расследование (по мотивированному заключению комиссии).

Одновременно с комиссией по проведению внутреннего расследования руководитель организации (предприятия) может поручить экспертной комиссии организации (предприятия) определить актуальность утраченной (разглашенной) конфиденциальной информации, а также назначить комиссию по определению (подсчету) ущерба (убытков) по расследуемому факту, из компетентных и незаинтересованных должностных лиц. Указанные задачи могут возлагаться на одну комиссию (с назначением в ее состав соответствующих специалистов).

Сумма ущерба либо убытков и методика ее расчета должны быть обоснованы и утверждены. В отдельных случаях такая оценка может быть осуществлена специализированной организацией.

Актуальность конфиденциальных сведений, поступивших из другой организации (предприятия), и размер ущерба от их разглашения (утраты) определяются этой организацией.

Заключения экспертной комиссии и комиссии по определению ущерба (убытков) должны быть подготовлены до окончания проведения внутреннего расследования. Это необходимо для того, чтобы принять исчерпывающие меры по локализации последствий данного нарушения и объективно определить меру ответственности виновных лиц.

4 2 Оформление документов по результатам служебного расследования.

По окончании внутреннего расследования комиссия представляет руководителю организации (предприятия) заключение, в котором излагаются:

  • ? основания и время проведения расследования;
  • ? проделанная работа (кратко);
  • ? время, место и обстоятельства факта нарушения;
  • ? причины и условия совершения нарушения;
  • ? виновные лица и степень их вины;
  • ? наличие умысла в действиях виновных лиц;
  • ? предложения по возмещению ущерба;
  • ? предлагаемые меры наказания (учитывая личные и деловые качества виновных лиц) или дальнейшие действия;
  • ? рекомендации по исключению подобных нарушений;
  • ? предложения по прекращению поиска конфиденциального документа (носителя, изделия) и списанию его с учетных форм;
  • ? другие вопросы, поставленные перед комиссией (об актуальности конфиденциальной информации, о размерах ущерба и т. д.).

В случае нахождения во время расследования утерянного документа (носителя, изделия) в заключении комиссии отражаются причины его временного отсутствия.

К заключению прилагаются:

  • ? письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии;
  • ? акты (справки) проверок конфиденциальных документов (носителей, изделий), осмотров помещений, хранилищ и т. д.;
  • ? другие документы (копии документов), относящиеся к расследованию, в том числе заключения экспертной комиссии и комиссии по определению размеров ущерба (убытков).

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Заключение должно быть подписано всеми членами комиссии. При несогласии с выводами или содержанием отдельных положений член комиссии, подписывая заключение, приобщает к нему свое особое мнение (в письменном виде).

Заключение по результатам расследования подлежит утверждению должностным лицом, назначившим это расследование.

Работник, в отношении которого проводится расследование, или его уполномоченный представитель имеют право знакомиться с материалами расследования и требовать приобщения к материалам расследования представ-ляемых ими документов и материалов.

Работник, в отношении которого проведено расследование, должен быть ознакомлен с его результатами, что удостоверяется его подписью на утвержденном заключении.

Решение о привлечении к ответственности работника принимается только после завершения расследования и оформляется приказом.

При наличии в действиях лица признаков административного правонарушения или уголовного преступления руководитель организации (предприятия) обязан обращаться в правоохранительные органы для привлечения виновного к ответственности в соответствии с законодательством.

В соответствии с Трудовым кодексом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

При несогласии работника с результатами подсчета ущерба взыскание должно производиться по решению суда. В этом случае заключение по результатам внутреннего расследования становится письменным обоснованием причастности работника к действиям, повлекшим нарушение режима конфиденциальности.

Первый экземпляр, заключения, с резолюцией утвердившего его руководителя, копия приказа (выписка) по результатам расследования, все материалы внутреннего расследования, включая документ (копию), послуживший поводом для назначения расследования, и копию приказа (распоряжения) о назначении комиссии (комиссий), подлежат хранению в отдельном деле.

При необходимости заключение и материалы расследования могут иметь гриф конфиденциальности. В этом случае они учитываются по журналу учета изданных документов и хранятся в подразделении конфиденциального делопроизводства.

Один экземпляр заключения направляется в вышестоящую организацию (если она есть).

На основании утвержденного заключения комиссии (приказа) сотрудники конфиденциального производства осуществляют списание утраченного документа (носителя, изделия) с учета: в соответствующих учетных формах ставятся отметки о списании (со ссылкой на номер и дату утвержденного заключения или приказа). При необходимости составляется акт о списании.

Учет утрат конфиденциальных документов (носителей, изделий) или фактов разглашения информации, составляющей коммерческую (служебную) тайну, ведется в специальном журнале учета. Анализ материалов расследования позволяет разработать конкретные меры по предотвращению нарушений режима охраняемой законом тайны.

Автор статьи
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияСрок давности есть в 2024 года по 119 ч 1 УК РФ

Добавить комментарий

Adblock
detector