Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат оформлению и контролю таможенным органом. В обязанности таможенных органов входит проверка товаров и документов, правильности исчисления и уплаты таможенных платежей.

Только после того, как таможенный орган убедится в отсутствии нарушений, осуществляется выпуск товаров для свободного обращения в России, т.е. лицу выдается разрешение пользоваться ими на территории нашей страны в соответствии с условиями заявленного таможенного режима (пп.

23 п. 1 ст.

11 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ)). Товары, ввезенные из-за рубежа, но выпущенные для свободного обращения, имеют правовой статус российских (пп.

2 п. 1 ст.

11 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 359 и п. 1 ст. 152 ТК РФ на проверку таможенной декларации, других представленных документов отводится три рабочих дня со дня принятия таможенным органом декларации, представления документов и предъявления товаров. В такие сроки осуществить полноценный контроль достаточно сложно, а иногда и просто невозможно.

В то же время заложенная в Кодексе концепция таможенного дела направлена на максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенного оформления, с тем чтобы товары могли беспрепятственно поступить в оборот и использоваться в соответствии с целью их ввоза.

Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение. Одним из способов осуществления контроля в таможенной сфере является проверка документов и сведений, понятие и порядок проведения которой установлены ст.

367 ТК РФ. Ее цель — проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (т.е.

их полнота, истинный характер, правомерность получения и т.п.), представленных при таможенном оформлении, а также правильности их оформления.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры, когда:

— выявлены товары, ввезенные в Российскую Федерацию с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

— выявлено отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а также отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;

— выявлены факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

В указанном случае таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.

В целях проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, — и к последующим операциям с данными товарами у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст.

363 ТК РФ).

к содержанию ↑

Работа над ошибками

На практике участники внешнеэкономической деятельности, например, сталкиваются с ситуацией, когда по результатам контрольных мероприятий таможенным органом принято решение о несогласии со сведениями, заявленными при таможенном оформлении. Чаще всего речь идет о заявленной таможенной стоимости товара.

В этом случае таможенный орган и декларант должны начать действия по исправлению ошибок. Так, таможенный орган может перейти к самостоятельному определению таможенной стоимости товара и принять в итоге решение о доначислении таможенных платежей, выставить требование об их уплате.

Если данные действия не будут выполнены в срок, представители таможенного ведомства начнут принимать меры к принудительному взысканию платежей.

Федеральная таможенная служба Приказом от 25.08.2009 N 1560 утвердила Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, в т.ч. условного выпуска. Документ зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2009, регистрационный N 15262.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Порядок устанавливает единые требования к действиям должностных лиц таможенных органов при проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии со ст. 367 ТК РФ.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в т.ч. по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными российским законодательством.

— правильность классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД);

— правильность определения страны происхождения товаров;

— достоверность заявленной таможенной стоимости;

— соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

— обеспечение защиты интеллектуальной собственности;

— обеспечение соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;

— соблюдение условий помещения под заявленный таможенный режим;

— соблюдение условий применения упрощенных процедур таможенного оформления;

— правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и др.

Основаниями для проведения проверки являются:

— поручение вышестоящего таможенного органа;

— информация из правоохранительных и иных контролирующих органов, указывающая на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации;

— указания о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

— результаты проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства;

— информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;

— материалы, информация, поступившие из других таможенных органов Российской Федерации;

— сообщения средств массовой информации, сообщения и заявления российских и иностранных юридических и физических лиц.

Если в ходе проверки выяснится, что документы и сведения не являются достоверными, это может служить поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях и уголовных дел, проведения таможенного контроля в иных формах или ведомственного контроля, принятия решения о проведении служебной проверки, а также иных мер.

Результаты мероприятий по таможенному контролю в обязательном порядке должны быть оформлены документально. Приказом утверждены формы акта проверки, журнала учета проверок и журнала регистрации актов проверки. Установлен порядок хранения документов и их уничтожения.

к содержанию ↑

Таможенные ограничения в отношении условно выпущенных товаров. Виды и последствия нарушений

Условный выпуск товаров достаточно давно используется участниками ВЭД в качестве удобного инструмента при ввозе товаров, например, когда отсутствует возможность сразу представить документы, подтверждающие какие-то из многочисленных запретов и/или ограничений .

В 2020 году особая обстановка, сложившаяся в мире, внесла в отлаженные механизмы ввоза товаров дополнительные риски, связанные с зачастую несвоевременной подготовкой и предоставлением необходимых документов.

Пожалуй, в таких условиях как никогда актуален вопрос ответственности за нарушения, которые могут быть допущены при условном выпуске товаров, а также иных последствий данных нарушений.

Но для начала кратко разберемся с тем, ч то такое условный выпуск товаров?

Понятие и статус условно выпущенных товаров

В соответствии с о ст. 126 ТК ЕАЭС к условно выпущенным товарам отнесены три категории товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а именно в отношении которых:

1) применены льготы по уплате таможенных платежей, сопряженные с ограничениями по пользованию/распоряжению этими товарами (далее – УВТ-1);

2) соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров (далее – УВТ-2);

3) в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами о вступлении в ЕАЭС применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее – УВТ-3).

Суть условного выпуска, применительно ко всем трем категориям товаров заключается в том, что несмотря на помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сохраняются условия и требования, при невыполнении которых в выпуске может быть отказано либо могут быть доначислены таможенные платежи.

Особенность условно выпущенных товаров в том, что несмотря на факт помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления они сохраняют статус иностранных товаров и становятся товарами ЕАЭС только при наступлении определенных обстоятельств , связанных с выполнением установленных требований и условий .

Ограничения в отношении условно выпущенных товаров

Для каждой из категорий условно выпущенных товаров данные ограничения различны.

В отношении УВТ-1 декларант обязан соблюдать цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот .

Например, декларант освобожден от уплаты ввозных таможенных пошлин при ввозе товаров, обозначенных как «гуманитарная помощь», но только при условии, что он не будет их продавать. При невыполнении данного условия ему могут быть доначислены таможенные платежи, подлежащие уплате при ввозе аналогичных товаров для коммерческих целей.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Ограничения действуют до утраты статуса условно выпущенных товаров, который определяется моментом прекращения обязанности по уплате таможенных платежей по любому из оснований, установленных таможенным законодательством.

У УВТ-2 , по сравнению с УВТ-1, иная специфика.

Одной из основ таможенного законодательства является то, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений , которое, в свою очередь, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений .

Например, ввозимый товар подпадает под действие одного из Технических регламентов ЕАЭС, и его соответствие данному регламенту должно подтверждаться Сертификатом соответствия, который декларант имеет возможность получить только через определенное время после ввоза.

Помимо того, что законом установлен срок для представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в отношении данных товаров, пока они остаются условно выпущенными также запрещено:

– передавать третьим лицам;

– продавать или отчуждать иным способом;

использовать (эксплуатировать, потреблять), если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой безопасности товаров.

Статус условно выпущенных товаров прекращается представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, что знаменует отмену ограничений и приобретение статуса товаров ЕАЭС.

Ограничения в отношении УВТ-3 заключаются в том, что они могут использоваться только в пределах территории государства-члена , таможенным органом которого произведен их выпуск .

Также как и УВТ-1, УВТ-3 могут сохранять статус условно выпущенных товаров неограниченное время, который прекращается только в случае доплаты таможенных платежей по ставкам Единого таможенного тарифа ЕАЭС, например, в целях использования товара на территории другого государства-члена.

Перемещение условно выпущенных товаров по территории ЕАЭС

Несмотря на то, что условно выпущенные товары сохраняют статус иностранных, при их перемещении не требуется помещать их под таможенную процедуру таможенного транзита.

В ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура таможенного транзита не применяется в отношении иностранных товаров, помещенных под иные таможенные процедуры. А в данном случае мы говорим об иностранных товарах, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, даже УВТ-2, в отношении которых не представлены доказательства соблюдения запретов и ограничений, можно свободно перемещать по территории ЕАЭС без подачи транзитной декларации и предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Однако, во-первых, перемещать их рекомендуется своими силами (с учетом запрета на передачу третьим лицам).

А во-вторых, согласно подп. 2 п. 4 ст. 343 ТК ЕАЭС у таможенных органов, если они знают в рамках таможенного контроля или от самого декларанта о планируемом перемещении товаров, сохраняется право применять к перевозкам таких товаров таможенное сопровождение.

Срок предоставления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений

Данный срок устанавливается таможенным законодательством государств-членов ЕАЭС.

Так, в России в соответствии с положениями Федерального закона о таможенном регулировании в РФ если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены разрешительные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы разрешают представление таких документов в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товаров . Таким образом, в соответствии с общей нормой указанные документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 45 дней с момента условного выпуска.

В то же время, в соответствии с изменениями в Федеральный закон о таможенном регулировании в РФ, вступившими в силу с 08.06.2020 г., в 2020 году вышеуказанный срок может составлять 90 календарных дней после выпуска товаров. Данная норма действует лишь временно в связи с обстоятельствами, обусловленными пандемией Covid -19 , но на данный момент не исключено продление срока ее действия на 2021 год.

Административная ответственность в России за правонарушения, допущенные в отношении условно выпущенных товаров

Административная ответственность за незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами установлена частью 1 статьи 16.20 КоАП РФ . Ответственность на юридическое лицо предусмотрена в виде штрафа от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения , с их конфискацией или без таковой либо конфискаци и предметов административного правонарушения .

Если же пользование или распоряжение условно выпущенными товарами сопряжено с нарушением запретов и ограничений, то такое правонарушение квалифицируется по статье 16.21 КоАП РФ (н езаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка ). Ответственность на юридическое лицо по данной статье аналогична санкции ч.

1 ст. 16.20 КоАП РФ.

Что же касается нарушения сроков предоставления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, то в соответствии с письмом ФТС России № 01-11/43502 от 19.07.2019г. «О соблюдении запретов и ограничений в отношении условно выпущенных товаров» (далее – письмо ФТС) нарушение декларантом условий выпуска является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об АП по ст атье 16.3 КоАП РФ , за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).

Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.»

Несмотря на письмо ФТС, на практике разные таможенные органы используют два варианта:

1) Отказ в выпуске условно выпущенной ДТ производится. Заводится дело по ст атье 16.3 КоАП РФ по факту н есоблюдени я запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации (штраф на юридическое лицо от 50 до 300 тыс.

руб. ) ;

2) Отказ в выпуске условно выпущенной ДТ не производится. Заводится дело по ч асти 3 ст атьи 16.12 КоАП РФ по факту н епредставлени я в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля ( штраф на юридическое лицо в том же размере – от 50 до 300 тыс.

руб. ).

Подводя итог, можно отметить, что удобства для участника ВЭД, связанные с условным выпуском товаров, уравновешиваются высокой степенью общественной опасности для таможенного правопорядка. Соответственно и нарушения, предполагающие незаконное пользование или распоряжение такими товарами, а равно несоблюдение запретов и ограничений в отношении них , оцениваются законодателем в достаточно крупные суммы штрафов.

Одно из решений в случае привлечения к административной ответственности за подобные нарушения – обращение за помощью опытных специалистов в области таможенного дела , которые готовы оказать содействие в о избежании или минимизации штрафных санкций по возбужденным таможней административным делам.

Удачи в бизнесе !

Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ »

к содержанию ↑

Сертификат соответствия – после условного выпуска товаров

Фото: transinfonews.by

С 1 декабря 2018 г. под руководством ГТК в таможнях проводится эксперимент по подтверждению соблюдения мер технического регулирования, документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, сертификатов либо деклараций соответствия, после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Товары, выпущенные в соответствии с данным экспериментом, до получения документов об оценке соответствия не могут быть переданы третьим лицам, а также запрещены к эксплуатации и потреблению.

СПРАВКА «ЭГ» До недавнего времени таможня просто не пропускала многие товары, требующие наличия сертификата соответствия, до получения такого документа. Это означало сложности со ввозом многих наименований продукции и достаточно высокие издержки для субъектов хозяйствования.

Товар без сертификата или вообще нельзя было ввозить, или надо было дер­жать всю партию на таможенном складе, пока в аккредитованной Госстандартом лаборатории оформляется такой документ. А это очень дорого. Сейчас идет работа по улучшению условий для ведения бизнеса.

Речь идет о возможности ввезти и растаможить такой товар, а только потом получить сертификат соответствия. Но продавать, использовать, передавать третьим лицам несертифицированную продукцию нельзя.

Импортер ничего не может с ней делать (только хранить), пока специальными лабораториями не подтверждены их безопасность и соответствие национальным стандартам.

В соответствии со ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, ус­тановленные для использования от­дельных категорий товаров, не под­лежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение за­претов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Согласно п. 2 ст.

53 раздела X «Тех­ническое регулирование» Договора о ЕАЭС установлено, что продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза.

Ввоз на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой техническими регламентами ЕАЭС предусмотрена оценка соответствия в форме государственной регистрации, осуществляется в соответствии с Решением КТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».

Согласно п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утв.

Решением Коллегии ЕАЭС от 25.12.2012 № 294, при таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, которые:

а) включены в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные тре­бования в рамках ТС, утв. Решением КТС от 28.01.2011 № 526, и в отношении которых законодательством государств – членов ТС установлены обязательные требования;

б) включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, утв. Решением КТС от 07.04.2011 № 620;

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

в) включены в перечни продукции, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям техрегламентов ТС.

Однако положениями ст. 126 ТК ЕАЭС установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых соблюдение запретов ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств–членов может быть подтверждено после выпуска товаров, считаются условно выпущенными.

До подтверждения соблюдения запретов и ограничений такие товары запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом.

В случаях, если ограничения на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, – также запрещены к их ис­пользованию (эксплуатации, по­треблению) в любой форме.

Оценят после выпуска

По мнению ГТК, эксперимент показал свой потенциал для создания более благоприятных условий бизнесу в части сокращения времени и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций в отношении товаров, подлежащей обязательной оценке соответствия. В связи с этим ГТК рассматривается вопрос о подготовке проекта постановления, которым нормативно будет закреплена возможность предоставления документов об оценке соответствия после выпуска товаров, а также о необходимости установления каких-либо изъятий из списка техрегламентов ЕАЭС.

Такая инициатива обусловлена в первую очередь тем, что п. 5 ст. 166 Закона от 10.01.2014 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» установлено, что Правительством могут устанавливаться случаи, когда допускается представление от­дельных документов после выпуска товаров.

Недавно состоялась совместная рабочая встреча представителей ГТК­ и Государственного комитета по стандартизации, на котором Гос­стан­дартом было поддержано пред­ложение ГТК о нормативном за­креп­лении данной возможности для субъектов внешнеэкономической дея­тельности.

Хочется надеяться, что у участников ВЭД не возникнет проблем при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта товаров, в случае если товары не пройдут сертификацию. Ведь для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта таможенные органы в соответствии с положениями ст.

239 ТК ЕАЭС обязаны произвести идентификацию товаров с условно выпущенными товарами.

А как обстоят дела в Российской Федерации?

В соответствии со ст. 219 ФЗ РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае, если при выпуске товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу не могут быть представлены документы о соот­ветствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), на основании мотивированного обращения декларанта таможенным органом может быть произведен выпуск товара в срок, необходимый для получения таких документов, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.

Согласно п. 4 ст.

219 ФЗ № 311, таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на предоставление документов о соответствии после выпуска товаров, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.20 КоАП РФ об административных правонарушениях.

Подтверждением соблюдения за­п­ретов и ограничений условного выпуска товаров будет считаться представление декларантом таможенному органу соответствующих разрешительных документов, а также заявление сведений о раз­решительных документах в гр. 44 декларации, путем внесения в нее изменений и дополнений.

Автор статьи
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.
Следующая
ЗаявленияКак отменить запись в ТК на основании мирового соглашения

Добавить комментарий

Adblock
detector