Кто может вести расследование по закону РФ

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

к содержанию ↑

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

к содержанию ↑

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

к содержанию ↑

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

к содержанию ↑

Как проводится служебное расследование

Комплекс мероприятий по выяснению отклонений в процессе деятельности предприятия, вызванных виновными действиями ответственных лиц с установлением степени вины и причинённых убытков представляет собой служебное расследование. Механизм регламентируется законодательными актами и внутренними локальными нормативами предприятия, фиксируется документально на каждом этапе.

Определение и сущность служебного расследования

Определение термина «служебное расследование» законодательство не даёт. Однако необходимость проведения служебной проверки по ТК РФ возлагается на субъекта предпринимательской деятельности статьёй 247.

Целью мероприятия является выяснение трёх обстоятельств:

  • фиксация факта причинения действиями наёмного лица ущерба предприятию;
  • оценка размеров в денежном и количественном выражении;
  • установление и констатация причин на предмет уважительности.

Мнение эксперта
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.

Совокупность факторов позволяет сделать вывод в отношении работника о привлечении к ответственности либо освобождения от неё. Инициатором проведения может выступать как наниматель, так и наёмный гражданин.

Факт получения ущерба обязан подтверждаться учётными регистрами (инвентаризационными описями, сличительными ведомостями, актами сдачи-приёмки). Отсутствие отражения в бухгалтерской документации освобождает от ответственности.

Недостаточность доказательной базы не позволяет возложить на сотрудника обязательство о возмещении ущерба. Например, отсутствие защиты обеспечения сохранности материальных активов со стороны руководства (ограничение на вход посторонним лицам, средств сигнализации, возможность свободного доступа) не дают права на возмещении недостачи МОЛ, несмотря на заключение индивидуального договора.

к содержанию ↑

Необходимость мероприятия

Проведение служебной проверки 247 статья ТК РФ устанавливает в качестве обязательного атрибута перед принятием решения о материальном возмещении. Расследование проводится при отклонении от стандартных норм в работе для установления виновников и выяснения обстоятельств случившегося инцидента.

Сигналами для проведения служит:

  • выявленные недостачи по результатам инвентаризаций;
  • поступившие жалобы сторонних лиц;
  • нарушение внутреннего установленного распорядка и дисциплины труда;
  • разглашение информации, представляющей охраняемую предприятием тайну;
  • нанесение материального ущерба и причинение убытков;
  • неисполнение должностных обязанностей на соответствующем уровне;
  • несоблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
  • установление факта взяточничества;
  • игнорирование трудовой функции, возложенной на сотрудника;
  • злоупотребления, связанные с использованием занимаемого положения в корыстных целях.

Перечень способствующих обстоятельств устанавливается индивидуально на предприятии, чем регламентируется в конкретном случае внутренними локальными актами. При оформлении на работу специалист должен ознакомиться с обязанностями, наложенными трудовым соглашением и локальной документацией организации.

В противном случае у руководства отсутствуют причины для привлечения гражданина к ответственности.

к содержанию ↑

Документооборот и порядок

При наличии оснований для проведения служебного расследования создаётся специальная комиссия для изучения обстоятельств, оценки размера ущерба и привлечения виновника. В состав включаются сотрудники подразделения, в котором допущено отклонение и представители соответствующих служб.

Например, при выявлении недостачи, привлекаются сотрудники бухгалтерии, при установлении факта воровства специалисты службы внутренней безопасности, при получении взятки ответственные лица отдела по борьбе с коррупцией.

Действия комиссии

Как провести служебное расследование? Началом служит создание комиссии из работников предприятия, не причастных прямым или косвенным образом к возникновению инцидента. В организации составляется приказ с перечислением состава комиссии, в которую включается, как минимум, три сотрудника. При необходимости допускается привлечение сторонних экспертов.

В полномочия комиссии входит:

  • фиксация сути произошедшего события;
  • оценка причинённого ущерба в количественном и стоимостном выражении;
  • причины и существенные условия, приведшие к инциденту;
  • степень вины должностного лица;
  • обстоятельства содеянного нарушения;
  • принятые меры по привлечению сотрудника к ответственности;
  • профилактические мероприятия по дальнейшему недопущению аналогичных проступков.

Комиссия запрашивает письменные разъяснения у виновников и лиц, могущих «пролить свет» на совершение проступка, объяснить мотивы и быть косвенно причастными. Для проведения объективного анализа провинившемуся сотруднику направляется уведомление с предложением составить объяснительную записку.

В случае отказа составляется акт, не влияющий на выводы. Оценка результатов оформляется актом.

Организация документооборота

Помимо дополнительных документов, влияющих на степень вины работника, составляемых по усмотрению членов комиссии, необходимо составление обязательных документов в хронологической последовательности:

  1. Издание приказа или распоряжения о проведении расследования на рабочем месте. В документе указывается назначенный руководитель, поимённо перечисляются члены комиссии и период проведения.
  2. Уведомление виновному лицу. Целью документа служит предложение составления объяснения виновному лицу для внесения максимума объективности в выводы. Служебное расследование Трудовой Кодекс ст.193 без предложения и выделения на объяснение провинившемуся лицу 2-х рабочих дней считает недействительным для наложения дисциплинарного взыскания. Отказ, выраженный устно или письменно, оформляется соответствующим актом.
  3. Объяснение сотрудника. Документ изучается комиссией и влияет на вынесение вердикта. Предложение дачи объяснений – обязанность работодателя, а составление или отказ – право работника.
  4. Акт о результатах. Документ содержит повествовательную часть с подробным описанием случившегося инцидента, фиксируется детализация процесса проверки и выводы комиссии с приложениями документальных подтверждений.

К сопутствующим документам относятся пояснения работников о халатности ответственного лица, например, об отсутствии на непосредственном рабочем месте и свободном доступе в помещение посторонних, не закрытие склада или вверенного объекта на время технических и обеденных перерывов и т.д.

Оформление результата

Результирующий документ служебного расследования – это составление акта о проведённой работе, скреплённый подписями представителей.

В процессе устанавливаются обязательные моменты, без наличия которых взыскать нанесённый ущерб невозможно:

  1. Оценка фактического размера. Данные берутся из бухгалтерских регистров аналитического (по наименованию и количеству) и синтетического (по остаточной стоимости) учёта.
  2. Исключение материальной составляющей в отношении работника согласно изучаемым обстоятельствам, указанным в статье 239 ТК РФ:

  • непреодолимой силы – исключительные события и стихийные бедствия;
  • нормальной степени хозяйственного риска – ситуации, когда достижение цели с минимальными потерями не могло быть произведено иными способами;
  • крайней необходимости, при которой иное поведение чревато причинением вреда здоровью (угрозы физической расправы);
  • невыполнения нанимателем обязанности по созданию соответствующих условий для защиты сохранности ТМЦ.
  1. Констатация виновных действий сотрудника в виде взяточничества, хищения или виновных бездействий в виде халатности, послужившей к недостачам и возможности краж другими лицами.

Служебное расследование – это скрупулёзная процедура изучения причинно-следственной связи между наступлением последствий и степенью вины работника, рассмотрение обстоятельств и оценка возможности получения иного результата.

Документально результат оформляется актом, унифицированная форма которого отсутствует. Однако документ должен содержать обязательную информацию:

  • наименование организации, дату и место составления;
  • перечисление председателя и членов комиссии, назначенной распоряжением руководителя;
  • краткая информация о лице, по поводу исполнения обязанностей которого проводилась проверка;
  • обозначение цели проведения мероприятия;
  • выявленные в ходе расследования смягчающие или отягчающие обстоятельства;
  • вердикт о вине или невиновности гражданина и предложения комиссии.

Составленный акт может содержать приложения в виде объяснений работников, подтверждающих наличие или отсутствие корыстных целей или злого умысла со стороны виновника инцидента. Окончательное решение принимается руководством и оформляется приказом.

Сроки проведения

Часто результатом мероприятия является наложение взыскания. Следовательно, сроки проведения служебного расследования по Трудовому Кодексу не могут превышать допустимого периода наложения дисциплинарного взыскания.

В соответствии со статьёй 193 ТК РФ наказание применяется на протяжении одного месяца от даты обнаружения проступка. Из периода исключаются дни отсутствия по известной руководству причине – нахождение на больничном листе, пребывание в отпусках всех видов.

При наличии профсоюзной организации или иного выборного актива исключается время, предоставленное активистам на ознакомление с материалами.

Днём обнаружения считается дата, когда непосредственному руководителю стало известно о совершении проступка. Однако по истечении шестимесячного периода взыскание не накладывается за исключением открытия уголовного дела правоохранительными органами.

Автор статьи
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияКак наказать руководителя по КоАП за нарушение закона

Добавить комментарий

Adblock
detector