Увольнение госслужащего по инвалидности: какие выплаты

  • Выходное пособие госслужащему при увольнении: размер, когда выплачивается
  • Расчет и выплата выходного пособия госслужащему при увольнении: пошаговая инструкция
  • Шаг #1. Определение права госслужащего на компенсацию
  • Шаг #2. Расчет компенсации госслужащему
  • Шаг #3. Выплата зарплаты и компенсации при увольнении госслужащего

Право госслужащего на получение выходного пособия при увольнении зависит от оснований расторжения служебного контракта, а также локальных нормативных документов, определяющих особенности оплаты труда в госоргане. В статье разберем, при каких условиях выплачивается выходное пособие госслужащему при увольнении, а также рассмотрим пошаговую инструкцию расчета и выплаты пособия при прекращении служебного контракта с госслужащим.

к содержанию ↑

Выходное пособие госслужащему при увольнении: размер, когда выплачивается

Порядок расчета и выплаты компенсаций при увольнении госслужащего регламентируются положениями закона №79-ФЗ «О госслужбе». Данный закон не содержит положений, касающихся права госслужащего на получение выходного пособия при увольнении, но при этом содержит условия, согласно которым государственный служащий вправе на получение компенсационных выплат при увольнении.

Таким образом, можем сделать вывод, что компенсации госслужащим при увольнении являются аналогом выходных пособий, выплачиваемых сотрудникам в общем порядке согласно ТК РФ.

На основании закона №79-ФЗ, госслужащий вправе на получение компенсации при увольнении по одному из нижеследующих оснований:

№ п/п

Основание для увольнения госслужащего Законодательные нормы Особенности расторжения служебного контракта

Размер компенсации при увольнении

Отсутствие на рабочем месте более 4-х месяцев Пп. 8.1 п. 1 ст. 37 закона №79-ФЗ Служебный контракт с госслужащим расторгается по инициативе нанимателя в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте по причине болезни сроком более 4-х месяцев подряд (на основании больничного листа).

4-месячное денежное содержание

Призыв на военную службу Пп. 1 п. 1 ст. 39 закона №79-ФЗ Призыв госслужащего на военную службу либо его направление на альтернативную гражданскую службу является основанием для досрочного расторжения служебного контракта.

2-недельное месячное содержание

Сокращение должностей, упразднение госоргана Пп. 8.2, 8.3 п. 1 ст. 37 закона №79-ФЗ При упразднении госоргана, в котором работает госслужащий, служебный контракт с ним прекращается по инициативе нанимателя. Также госслужащий может быть уволен по сокращению госдолжностей в органе. Пп. 7 п. 1 ст. 33 закона №79-ФЗ В случае отказа госслужащего от перевода в другую местность, на другую должность, отказ от работы в связи с существенными изменениями условий служебного контракта, такой контракт считается расторгнутым.

Увольнение по состоянию здоровья Пп. 8 п. 1 ст. 33 закона №79-ФЗ В случае если на основании медицинского заключения госслужащему необходимо изменения условий труда, наниматель предлагает сотруднику должности в соответствие с медицинскими показаниями. При отказе

Подчеркнем, что нормы закона №79-ФЗ определяют выплаты при увольнении госслужащего в качестве компенсации, но не в качестве выходного пособия. В частности, п.

3.1 ст. 37 закона №79-ФЗ содержит требование о выплате компенсации в размере 4-месячного денежного довольствия при увольнении госслужащего в связи с ликвидацией госоргана или сокращением госдолжностей.

При этом, согласно п. 3.1 ст.

37 закона №79-ФЗ, выходное пособие при увольнении по данным основаниям не выплачивается.

к содержанию ↑

Расчет и выплата выходного пособия госслужащему при увольнении: пошаговая инструкция

Компенсация, выплачиваемая госслужащему при увольнении, рассчитывается на основании размера денежного содержания, действительного на момент расторжения служебного контракта.

Особенности расчета и выплаты компенсации государственному служащему при увольнении описаны ниже.

Шаг #1. Определение права госслужащего на компенсацию

На первом этапе представитель нанимателя (как правило, бухгалтер госоргана) определяет право госслужащего на получение компенсаций, в соответствие с основаниями для увольнения.

Перечень оснований служебного контракта, в соответствие с которыми госслужащему выплачивается пособия, описан в таблице выше.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Если госслужащий увольняется по общим основаниям, при которых согласно закону ФЗ-79 выплата компенсации не осуществляется, то в день расторжения служебного контракта наниматель выплачивает сотруднику:

  • зарплату за фактически отработанное время в текущем месяце;
  • компенсацию неиспользованного отпуска.

В частности, выплата компенсации не производится при увольнении по собственному желанию, по согласию сторон, при расторжении служебного контракта с связи с утратой доверия и прочими действиями сотрудника в части нарушения служебных обязанностей.

Шаг #2. Расчет компенсации госслужащему

При расчете выходного пособия и компенсационных выплат сотрудникам коммерческих фирм и производственных предприятий работодатель применяет нормы ТК РФ, в соответствие с которыми размер выплаты определяется на основании среднего заработка за расчетный период – 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения.

Расчет компенсации при увольнении госслужащего существенно отличается от описанного порядка. В отличии от расчета компенсации по ТК РФ, компенсационная выплата при расторжении служебного контракта рассчитывается на основании размера денежного содержания, действительного на дату увольнения.

При определении размера денежного содержания госслужащего наниматель учитывает:

  • оклад;
  • надбавку за выслугу, классность;
  • доплату за условия труда, ненормированный рабочий день, т.п.;
  • премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Формула для расчета компенсации увольняемому госслужащему имеет следующий вид:

Компенсациягосслужащему = ДенежСодерж * Коэфф,

где ДенежСодерж – размер денежного содержания, действительный на дату расторжения служебного контракта;
Коэфф – коэффициент, применяемый при расчете компенсации в зависимости от оснований увольнения.

Показатель коэффициента при расчете компенсации при увольнении госслужащего устанавливается в следующем порядке:

  • Коэфф = 4 – увольнение в связи с ликвидацией госоргана, сокращением, отказом от перевода по состоянию здоровья, отсутствием на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью в течение более 4-х месяцев подряд;
  • Коэфф = 0,5 – расторжение служебного контракта в связи с призывом на военную службу либо на основании отказа в переводе в другую местность, на другую должность при существенных изменениях условий контракта.

Шаг #3. Выплата зарплаты и компенсации при увольнении госслужащего

Выплата компенсации при увольнении госслужащего производится не позже дня расторжения служебного контракта.

Помимо выплаты компенсации, наниматель в день увольнения обязан:

  • выплатить госслужащему зарплату за отработанное время и компенсацию неиспользованного отпуска;
  • выдать сотруднику трудовую книжку с отраженной в документе записью об увольнении.

Рассмотрим пример. 10.10.2022 года госслужащий Курочкин уволен в связи с упразднением госоргана.

Размер денежного содержания Курочкина состоит из:

  • оклада – 19.020 руб.;
  • надбавки за выслугу лет – 4.220 руб.;
  • доплаты за ненормированный рабочий день – 3.060 руб.

В октябре 2022 года – 23 рабочих дня, из которых Курочкин отработал 8 дней (с 01.10.2022 по 10.10.2022 включительно).

На момент увольнения за Курочкиным числится 2 дня неиспользованного отпуска, за которые наниматель обязан выплатить сотруднику компенсацию согласно среднедневному размеру денежного довольствия – 933 руб.

Также Курочкину положена компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в связи с увольнением по ликвидации госоргана.

Рассчитаем выплаты Курочкину в день увольнения:

  1. Зарплата
    (19.020 руб. + 4.220 руб. + 3.060 руб.) / 23 дня * 8 дней = 9.147,83 руб.
  2. Компенсация отпуска
    933 руб. * 2 дня = 1.866 руб.
  3. Компенсация при увольнении в связи с ликвидацией госоргана
    (19.020 руб. + 4.220 руб. + 3.060 руб.) * 4 = 105.200 руб.

Общий размер выплат Курочкину в день увольнения составил 116.213,83 руб. (9.147,83 руб. + 1.866 руб. + 105.200 руб.)

к содержанию ↑

Льготы (пособия) госслужащим в 2022 году

Работа современных госслужащих обеспечивает общую деятельность государственного аппарата и выполнение им требуемых функций. От профессионализма сотрудников данной категории зависит степень развития государства, а от определенных должностей и сам факт его существования.

Именно по причине подобной ответственности государство предоставляет служащим определенные льготы. В данной статье вниманию представлена информация, какие льготы положены таким гражданам.

к содержанию ↑

Госслужащий – кто это?

Перед тем как описать особенности преференций, положенных для государственных сотрудников, стоит рассмотреть вопрос относительно того, кто такие госслужащие.

В первую очередь – это гражданские лица. К ним относятся сотрудники таких сфер деятельности, как:

  1. Судебные разбирательства.
  2. Исполнительная власть.
  3. Законодательные структуры.

Данные категории сотрудников относятся к стандартной гражданской службе. Но она делится на два уровня – местный и федеральный. Каждый из них финансируется из государственного бюджета.

Все сотрудники государственных структур различаются между собой по предоставленным полномочиям и по уровню ответственности. Последняя, в свою очередь, компенсируется материальными благами и разными послаблениями. Средства на это выделяет федеральный бюджет.

Несмотря на то, что сотрудники военных структур и правоохранительных органов, являются государственными служащими, они не могут быть рассмотрены в данной категории. Сотрудники подобных структур получают льготы по иной схеме.

к содержанию ↑

Трудовые льготы

В данной категории человеку положено достаточно много разных послаблений. Они касаются отпуска, оплаты трудовой деятельности и иных факторов.

Продолжительность отпуска

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Современное законодательство установило для таких работников более продолжительный отпуск. Это правило прописано в ст. 46 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Вот основные правила определения продолжительности отпуска:

  1. Главный отпуск государственных служащих составляет не 28 календарных дней, но 30.
  2. Предоставление права на дополнительный отдых.

Второй вариант отпуска зависит от продолжительности стажа:

Стаж работы 1-5 лет 5-10 лет 10-15 лет От 15 лет
Количество дней отпуска 1 5 7 10

Важно! Если у сотрудника ненормированный рабочий дней, он получит еще три дня к дополнительному отпуску.

Сокращение штата

Если на государственном предприятии проводится сокращение штата, если государственная структура ликвидируется, государственный служащий имеет полное право занять соответствующую должность в иных государственных учреждениях.

Важно! Данное правило прописано в ст. 31 № 79-ФЗ.

Оплата труда

Трудовой льготой для государственных служащих является более высокая средняя з/п. Порядок оплаты труда для данной категории сотрудников регулируется ст. 50 закона № 79-ФЗ. Здесь прописано, что кроме стандартного оклада государственный служащий имеет право на начисление таких выплат:

  • Надбавка за выслугу лет. Она зависит от стажа и может составлять 10-30% от оклада;
  • Надбавка за сложные условия при осуществлении гражданской службы – около 200% от оклада;
  • Надбавка за трудовую деятельность, связанную с хранением государственной тайны;
  • Разного плана премии, которые даются за выполнение сложных и важных заданий;
  • Денежное поощрение, которое начисляется каждый месяц отдельным категориям государственных служащих. Данная выплата регулируется законом РФ от 25.07.2006 № 763;
  • Единовременная выплата, как дополнение к отпуску. Она равна двум месячным окладам.

На основании данной информации становится ясно, что категорий материального поощрения государственных служащих довольно много. Именно по этой причине их з/п намного выше среднего уровня по России.

Например, в 2022 году средняя з/п чиновников, работающих на федеральном уровне, составляла 150 тысяч рублей. В регионах подобные сотрудники зарабатывали около 69 тысяч. А средняя зарплата иных государственных служащих равна примерно 49 тысячам рублей.

к содержанию ↑

Жилищные льготы

«Квартирные вопросы» касаются многих жителей РФ. Чиновники не являются исключением. Нуждающиеся в собственном жилье могут получать помощь от государства. Для государственных служащих предусмотрено два варианта решения подобной проблемы:

  • Предоставляется служебное жилье;
  • Помощь в покупке собственной недвижимости.

Каждый вариант стоит изучить более подробно

Предоставление служебного жилья

Служебная квартира может быть предоставлено по причине возникновения трудовых отношений в органах государственной власти. Также основанием может считаться избрание человека на определенные выборные должности – ст. 93 ЖК РФ.

Временные сроки предоставления определяются долговременностью уже оформленных трудовых отношений. В иных случаях имеет значение срок пребывания на определенной выборной должности.

Важно! Согласно ст. 104 ЖК РФ, каждый госслужащий должен при увольнении обязан освободить предоставленное жилье.

Данное правило распространяется не на все категории граждан. Наниматели социального жилья, которые относятся к определенным категориям, не могут быть выселены даже при увольнении – п. 2 ст. 103 ЖК РФ. Это распространяется на таких сотрудников:

  • Достигшие пенсионного возраста;
  • Семья умершего государственного сотрудника;
  • Люди, имеющие инвалидность 1 и 2 группы. Но в этом случае проблемы со здоровьем должны возникнуть непосредственно по причине особенностей трудовой деятельности;
  • Семьи, в которых растут дети-инвалиды.

Если нет возможности предоставить жилье по новому месту работы, государственному служащему будут полностью возмещены затраты на его аренду.

При переводе на иную должность по причине ротации, соглашение социального найма по прошлому месту работы не будет официально расторгнуто. Наймодатель не имеет права аннулировать соглашение до того времени, пока срок действия договора не будет окончен пп. 9.2 п. 1 ст. 52 закона № 79-ФЗ.

Предоставление субсидии

Начисление денежной субсидии для приобретения собственного жилого помещения – это оптимальное решение квартирного вопроса. Подобная сумма выдается раз за полный период службы на интересы государства. Порядок предоставления субсидии регулируется постановлением Правительства РФ № 63.

Важно! Субсидия не предоставляется всем без исключения желающим!

Средства могут получить люди, которые отвечают одному из перечисленных ниже критериев:

  1. Человек не считается официальным нанимателем или собственником жилья. Также им не может быть его член семьи.
  2. Выступает собственником или нанимателем, а также членом семьи указанных лиц. Здесь важным считается площадь помещения. Она не должна превышать 15 м2 на одного члена семьи.
  3. Человек проживает в квартире, которая не соответствует установленным требованиям, за исключением площади.
  4. Проживание в коммунальной квартире. Сюда же относится такая категория жилья, как общежитие.
  5. Условия, когда в одной квартире живет две и более семьи.
  6. Нахождение в условиях с неизолированными комнатами. При этом общее количество проживающих в одной семье значительно превышает общее количество отдельных комнат.

Мнение эксперта

Решение о том, выплачивать или нет денежную субсидию, принимает руководителем государственного органа. Основанием считается официальное заключение специальной комиссии.

Сотрудник комиссии по предоставлению субсидий государственным служащим, Петров Александр Леонидович.

Размер выплаты

Сумма субсидии, направленной на улучшение жилищных условий, определяется на основании стоимости жилья в том регионе, где проживает претендент. Одновременно с этим учитываются такие нормативные акты:

  • Положено 33 м2 на одного человека;
  • Если в семье два человека, жилье должно быть не меньше 42 м2 по площади;
  • При наличии трех человек в семье, им должно быть предоставлено не менее 18 м2 на одного.

При необходимости сумма субсидии может быть увеличена. Это зависит от отработанного стажа. Но подобное превышение не может быть больше, чем 1,5 раза.

Есть отдельные категории граждан, для которых установлен особый порядок перечисления субсидии. Это госслужащие, которые имеют стаж работы более 10 лет в комплексе «Байконур». Они по указу президента № 219, должны быть переселены.

к содержанию ↑

Дополнительные пенсионные начисления

Современное государство постоянно заботиться о своих сотрудниках. Подобная забота распространяется не только на период трудоустройства, но также после выхода на пенсию.

Данная категория граждан одновременно с обычной страховой пенсией имеет право на пенсию, которая назначается по выслуге лет. Данный вопрос регулируется ст.

7 закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Важно! Главным условием для предоставления такого вида государственной поддержки считается выслуга, равная 16 годам.

Одновременно с этим есть определенные возрастные критерии, которые принимаются во внимание при начислении пенсии по выслуге:

  1. Гражданин должен достигнуть страхового пенсионного возраста. Как известно, в 2018 году это 61 год для мужчины и 56 для женщин. Далее подобные границы будут постепенно увеличиваться до 65 и 63 лет.
  2. Если человек отработал на важной должности более 25 лет, он получает выплаты по выслуге после достижения стандартного пенсионного возраста.

Во всех случаях важно соблюдение одного условия. Сотрудник увольняется исключительно по собственному желанию.

Перед тем как уволиться, гражданин должен занимать государственную должность не менее 7 лет. Еще одним важным условием считается сам факт увольнения.

Если человек работает на момент достижения положенного возраста и имеет все условия, пенсия по выслуге лет не будет выплачиваться.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Что касается размера пенсии такого плана, то в зависимости от стажа она может составлять 45-75% от средней з/п государственного служащего. При определении суммы в обязательном порядке вычитается сумма страховой пенсии.

к содержанию ↑

Дополнительные льготы

Государственным служащим предоставляются и иные гарантии. Они устанавливаются № 79-ФЗ. Также во внимание принимаются федеральные, региональные и ведомственные акты. В данных положениях прописаны такие преференции:

  1. Профессиональное обучение с сохранением должности и положенного денежного содержания.
  2. Компенсация за использование личного транспорта и определенная форма транспортного обслуживания. Выбор категории льготы зависит от должности и служебных обязанностей.
  3. Направление на прохождение лечения в ведомственных учреждениях.
  4. Отдых в специализированных ведомственных санаториях по стоимости ниже стандартной.

Каждая из данных преференций должна быть подтверждена официальными документами.

к содержанию ↑

Распространенные вопросы

Достаточно много вопросов возникает у льготников, которых интересует вопрос, связанный с лечением. Стоит уделить внимание самым часто встречающимся вопросам.

Вопрос 1.В какие поликлиники и больницы можно обращаться?

За всеми сотрудниками государственных структур сохраняется право безвозмездно пользоваться услугами поликлиник самых разных аккредитаций.

Вопрос 2. Какие манипуляции можно производить за счет государства?

Можно проводить все необходимые для восстановления манипуляции – операции, обследования, эксплуатация оборудования и сдача анализов. Точный перечень предоставляемых услуг утверждается и регулируется правительственными актами.

к содержанию ↑

Популярные ошибки

Что касается ошибок, то большинство из них связаны с тем, что человек, не знает, куда обращаться, какие документы собирать и как писать заявление.

Ошибка 1. Многие за получением льгот обращаются в администрацию.

Это неправильно. Множеством привилегий руководит начальник госслужащего. Он издает специальные приказы и распоряжения. На основании данных документов начисляются премии, даются направления на обучение и на лечение в санаториях, а также компенсируются разные затраты.

Ошибка 2. Получив отказ в получении субсидии в одном регионе, сотрудник государственной службы после переезда отказывается от подобной льготы.

Это ошибочное действие. Порядок начисления и размер субсидии на жилье зависит от региона, в котором предоставляется. Звание государственного служащего позволяет присоединиться к любой актуальной программе. Главное, чтобы она была направлена на улучшение жилищных условий.

к содержанию ↑

Подводя итоги

Государство предоставляет служащим достаточно разнообразный перечень льгот. Подобные преференции продуманы и разработаны таким образом, чтобы улучшить все сферы жизни человека.

Речь идет о таких факторах, как обеспечение жильем, лечение, трудовая деятельность, пенсия и отдых. Размер и объем привилегий напрямую зависит от трудового стажа и от должности на государственной службе.

Особенности увольнения госслужащего

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Прием на работу государственного служащего происходит в отличие от наемных работников не по трудовому договору, а на основании контракта, заключенного с государственным органом. В своей деятельности он осуществляет интересы этого органа.

В контракте при приеме служащего на должность определены все нюансы взаимоотношений с нанимателем, в том числе и увольнение госслужащего с работы с аннулированием заключенного контракта.

Происходить увольнение может:

  • по личной инициативе служащего;
  • по решению нанимателя;
  • по обстоятельствам, которые не зависят от сторон контракта.

Рассмотрим особенности увольнения служащего в каждом из этих случаях.

к содержанию ↑

Законодательные основы увольнения госслужащих

Вопросам урегулирования гражданской государственной службы в РФ посвящен Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004. Последние изменения к нему вступили в действие с 1 января 2019 года. Стандартные ситуации увольнения госслужащих подчинены статьям 80, 81 и 140 ТК РФ. Однако специфика их применения для такой категории лиц описана в законе №79-ФЗ.

В частности, общими основаниями расторжения контракта и прекращения служебной деятельности госслужащих являются случаи, установленные в статье 33. Особенностям прерывания трудовых отношений в соответствии с соглашением сторон, по желанию госслужащих и по инициативе нанимателя посвящены статьи 34, 36 и 37 этого закона.

В нем описаны также ситуации расторжения контракта:

  • в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств (форс-мажорных);
  • при потере гражданства РФ.
  • в связи с утерей служащим доверия (статья 59.2).
к содержанию ↑

Увольнение госслужащих по своей инициативе

Специфика увольнения зависит от того, какой договор заключен с госслужащим. В зависимости от времени, на которое распространяются трудовые отношения, контракт может быть бессрочным или действовать в течение определенного срока.

Расторгнуть беспрепятственно по собственному желанию служащий может только бессрочный контракт. Для этого следует предупредить нанимателя о своем уходе за две недели до него, подав руководству заявление.

Во время двух последних недель отработки служащий должен передать все служебные дела, собрать подписи в обходном листе, получить окончательный расчет и трудовую книжку. Предварительно руководством совместно с кадровой службой должен быть выпущен приказ об увольнении по собственному желанию.

Датой увольнения, указанной в приказе, должен совпадать с последним днем работы служащего.

Важно! Если мотивацией увольнения стала уважительная причина, которая сделала невозможным продолжение службы, например, нуждаемость в постоянном уходе близкого родственника, то расторгнуть контракт обязаны в указанный служащим день без отработки.

Срочный контракт можно расторгнуть по инициативе служащего ранее обозначенного срока только по уважительной причине. Например, ему можно уволиться досрочно при наличии болезни, которая не позволяет выполнять возложенные на него обязанности.

В законе нет полного перечня уважительных причин, позволяющих досрочно расторгнуть контракт. Поэтому каждая ситуация рассматривается руководством госучреждения индивидуально.

Если служащему откажут в досрочном увольнении, он может обратиться в вышестоящий орган и даже в суд.

к содержанию ↑

Увольнение, инициированное нанимающей стороной

Расторжение контрактных отношений по инициативе работодателя, происходит только при наличии весомых причин. Служащего могут уволить по причинам, приведенным ниже:

  • в связи с плохим состоянием здоровья, если оно не позволяет выполнять его обязанности. Плохое здоровье должно подтверждаться медицинским заключением;
  • в связи с недостаточным квалификационным уровнем госслужащего, выявленным по результатам аттестации, а также в связи с утратой доверия вследствие нарушения правовых актов.
  • мошенничество с денежными средствами и материальными ценностями, госслужащими, ответственными за них по роду своей деятельности;
  • принятое безосновательное решение служащим, находящимся на руководящей должности, повлекшее негативные последствия;
  • предъявление при устройстве на работу фиктивных документов, которые стали основанием назначения служащего на должность.
к содержанию ↑

Освобождение служащего от занимаемой должности

В законодательстве РФ существуют два понятия, касающиеся прекращения должностных обязанностей госслужащего, которые не стоит путать. К ним относится его освобождение от занимаемой должности и официальное увольнение.

Если служащего освобождают от занимаемой должности, трудовые отношения не прерываются и его, в соответствии статьи 39 №79-ФЗ, обязаны зачислить в резерв, хотя контракт и прерывается. При увольнении же служащего происходит аннулирование контракта, сопровождающееся полным прекращением взаимоотношений с нанимателем.

Освобождением от должности могут сопровождаться следующие обстоятельства:

  • призыв служащего на армейскую службу;
  • назначение его на общественную должность, например для выполнения профсоюзных обязанностей; ;
  • форс-мажорные события: катастрофы, связанные с природными явлениями, локальные военные действия и т. д.
  • также служащего могут освободить от должности по сокращению штатов.

При увольнении по воле нанимателя некоторые обстоятельства требуют от него выполнения определенных действий:

  • когда увольнение связано с несоответствием служащего должности, которую он занимает, то перед расторжением контракта наниматель обязан ему предложить должность, соответствующую его деловым качествам;
  • если служащий откажется от предложенной должности, то свой отказ он должен оформить письменно;
  • если госслужащего освобождают от занимаемой должности и определяют в резерв, а он на протяжении трех месяцев не приступает к выполнению обязанностей в новой должности, предложенной ему, то его из резерва кадров исключают, а затем увольняют;
  • при увольнении в связи с плохим состоянием здоровья служащего, не позволяющим в полной мере выполнять свои обязанности, а также в связи со смертью служащего, основанием расторжения контракта считается причина, не зависящая от желания сторон;

Важно! Госслужащего, принятого на должность с испытательным сроком, могут уволить на испытательном сроке, если он не устроил нанимателя, т. к не соответствует предъявляемым требованиям.

к содержанию ↑

Выплаты госслужащим при увольнении

В день увольнения госслужащий получает свою трудовую книжку, а также востребованные справки о размере его оклада в последний период работы. Кроме этого, уволенному лицу обязаны выплатить полагающиеся суммы окончательного расчета. При увольнении по желанию самого госслужащего наниматель должен ему выплатить:

Зарплата

Денежное содержание служащего, в виде:

  • назначенного оклада за месяц;
  • надбавки, выплачиваемой за выслугу отработанных лет;
  • доплаты, полагающейся за особые служебные условия;
  • надбавки за работу с секретной информацией государственного значения;
  • премии, назначенной при выполнении особых заданий.

Компенсация

Максимальный размер помощи не должен превышать трех месячных окладов. При отработке госслужащим в должности больше 11 месяцев, ему обязаны выплатить отпускное пособие в полном размере. Также в полном размере полагается выплата отпускных при выполнении обязанностей служащими в течение 5,5 месяцев и более, если увольнение происходило:

  • при ликвидации госучреждения;
  • при уходе в армию;
  • при сокращении штата сотрудников;
  • при переводе на службу в другое госучреждение.

Дополнительные компенсационные выплаты

Законодательством предусмотрен ряд особых компенсаций, выплачиваемых при некоторых причинах увольнения.

  • в связи с плохим состоянием здоровья после отказа от другой должности, предложенной взамен прежней;
  • в связи с отсутствием госслужащего на службе больше четырех месяцев по причине болезни.
  • при уходе работника на военную службу;
  • при возвращении служащего, которого замещал увольняемый сотрудник;
  • при отказе от службы в другой местности;
  • при отказе от выполнения обязанностей в связи с существенными изменениями служебных условий, обусловленных контрактом.

Выходное пособие

При увольнении в некоторых случаях полагается выходное пособие. К таким ситуациям относится:

  • ликвидации госучреждения;
  • сокращение штата сотрудников.

Если наниматель нарушает срок выплат, затягивая их перечисление на банковский счет уволенного служащего, то за каждый просроченный день он должен будет заплатить проценты от начисленной суммы по ставке рефинансирования ЦБ.

к содержанию ↑

Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении

Эксперты «АГ» поддержали позицию ВС, отметив, что она соответствует складывающейся практике. Один из них заметил, что в данном деле нижестоящие суды подошли к разрешению спора слишком формально.

Другой отметил, что, поскольку на формирование фонда оплаты труда госслужащих влияют разные факторы, необходимо учитывать природу и цель соответствующих дополнительных выплат.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г.

№ 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии.

По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п.

2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС.

Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст.

51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам.

Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н.

Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601.

Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г.

№ 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

к содержанию ↑

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 44 г. Москва Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных слу

К государственным служащим причисляются россияне, трудящиеся в госструктурах и получающие за то деньги из бюджетных средств. Необходимо отметить, что не любой сотрудник государственной структуры считается госслужащим.

Таковыми являются лишь те, кого наделили функциями власти, распоряжения, управления. Перечень лиц, относящихся к госслужащим, размещен в ФЗ от 27 июня 2004 года номер 79.

Для того чтобы оформить пенсию за выслугу лет, кроме заявления, понадобится подготовить такой комплект бумаг:

  • паспорт (ксерокопия и оригинал);
  • выписка о размере среднемесячной зарплаты госслужащего за предыдущие 12 месяцев;
  • выписка, содержащая данные о должности;
  • ксерокопия трудовой книжки;
  • ксерокопия увольнительного указа;
  • ксерокопия военного билета;
  • иные документы, подтверждающие госслужбу на протяжении определенного периода.

Заявление можно подать по почте, при самоличном посещении ПФР/МФЦ. Также подачу ходатайства может осуществить представитель пенсионера.

Пенсионные выплаты предоставляются ежемесячно. Гражданин вправе выбрать компанию, которая станет осуществлять доставку денег. При этом деньги может получать представитель пенсионера, если есть нотариально оформленная доверенность.

Деньги могут доставляться до получателя одним из следующих способов:

  1. Российская почта. Деньги привозятся прямо на дом пенсионеру. Если гражданин не получает пенсию на протяжении 6 месяцев, выплаты приостанавливаются. Для возобновления выплат нужно подать ходатайство в Пенсионный фонд России.
  2. Банковская организация. Деньги можно получать в банковской кассе. Также пенсионер может сделать карточку и осуществлять снятие денежных средств через банкомат.
  3. Фирма, которая специализируется на доставке денежных выплат. Пенсионер может как самостоятельно приходить за деньгами в соответствующее учреждение, так и оформить доставку на дом.

Справка! Для выбора метода доставки либо его изменения требуется подать ходатайство в учреждение Пенсионного фонда РФ, назначившее пенсию.

к содержанию ↑

Льготы государственным служащим при выходе на пенсию

  • ежемесячная доплата к пенсии. Зависит от стажа, обязанностей и звания гражданина. Составляет от 55% до 80% от ежемесячных выплат. Льгота поступает из местного бюджета;
  • все социальные гарантии сохраняются (включая скидки на оплату ЖКХ и бесплатное пользование общественным транспортом);
  • получение бесплатной медицинской помощи в любой клинике страны (близкие родственники автоматически получают льготу);
  • если остались неиспользованные путевки, их сумма начисляется на счет пенсионера;
  • после смерти госслужащего родственники получают компенсацию за погребение (на основании чеков).
  • внутренний паспорт и копию;
  • выписку из банка о размере среднего заработка за 12 месяцев до ухода гражданина на пенсию;
  • свидетельство о занимаемой должности, в нем указан стаж государственной службы;
  • выписку из Пенсионного фонда о размере трудовой пенсии по старости или инвалидности (если есть) и их размерах;
  • копия трудовой книжки;
  • приказ об увольнении и копию;
  • любые документы, которые могут подтвердить стаж работы на государственной службе или послужить основанием для начисления льгот.

Интересно почитать: Как вернуть излишне уплаченный ндфл налоговым агентом

к содержанию ↑

Льготы по возрасту для выхода на пенсию для госслужащих

Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:

  • надбавка к пенсионным выплатам государственному служащему;
  • сохранение госгарантий;
  • бесплатно предоставляемое медицинское обслуживание;
  • предоставление путевок в оздоровительное учреждение или монетизация тех путевок, что не были использованы.

С нынешнего года срок службы для оформления льготного выхода
составит 16,5 лет, тогда как ранее составлят 16 лет.

к содержанию ↑

Кто имеет право на выход на пенсию по выслуге лет по новому закону

В связи со стремительным старением нации Правительство вынуждено принимать решительные действия, поскольку количество трудоспособного населения становится меньше, чем пенсионеров. Соответственно, количество налогов, которые отчисляются на содержание пожилых людей, уменьшается.

Вот почему был принят закон 350 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Новое постановление затрагивает также тех граждан, которые имеют право выйти на пенсию досрочно, – педагогов, военных и медработников. Ранее для получения социального пособия необходимо было наработать более 25 лет стажа, но теперь вводится дополнительное условие для этого – отсрочка.

Подразумевается, что человек получает право оформить пенсию, но начисляться она начнет только через 5 лет.

Важно отметить, что предусмотрен переходный период с 2021 по 2024 годы, когда отсрочка увеличивается постепенно – на один год ежегодно.

Какой будет пенсия после 80 лет в 2021 году

к содержанию ↑

Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим

При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.

Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.

Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.

После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:

  • ежемесячно получаемый оклад;
  • ежемесячно получаемая доплата;
  • материальные поощрения;
  • ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.

В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:

  • находится в неоплачиваемом отпуске;
  • находился в декрете;
  • был временно нетрудоспособен.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.

Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат.

За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.

Внимание! Законодательно определен наибольший размер пенсии. Она не может быть больше 75 процентов от среднемесячной зарплаты россиянина.

Для подсчета пенсионного обеспечения размер оклада помножается на определенный процент. Результат умножения и будет той надбавкой, которая станет предоставляться человеку.

Пример расчета

Размер надбавки равняется 45 процентам от среднемесячного заработка при стаже госслужбы минимум 15.5 лет и повышается на 3 процента за каждые 12 месяцев сверх минимума, но не более 75 процентов. Сверх нормы Л.П. отработал 26 – 15 = 11 лет. 0.45 (минимальный коэффициент) умножается на 16706. Из произведения вычитается 7197.

К полученной разности прибавляется произведение 0.03 (коэффициент за дополнительный год службы), 16706, 11. В результате получается 5833.68 рублей, что и будет являться размером государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – это страховое пенсионное обеспечение, которое нужно заслужить длительной работой. Ее размер зависит как от количества лет, проведенных на госслужбе, так и от среднемесячной зарплаты.

Автор статьи
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.
Следующая
ЗаявленияКак указать в договоре аренды морозильной камеры температурный режим

Добавить комментарий

Adblock
detector