Могут ли законные представители родители отказаться от ведения амбулаторной карты на ребенка в мед учреждениях здравоохранения

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства: ч. 5 ст.

20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Несуразицу и, по-видимому, отсутствие судебного опыта у авторов Основ демонстрирует ч. 5 ст.

20. Более того, с нашей точки зрения, она напрямую нарушает права несовершеннолетних при получении медицинской помощи, что должно стать предметом внимания по меньшей мере Уполномоченного по правам ребенка в РФ, а как максимум – Конституционного Суда РФ.

Смотрите сами: «При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица». Позиция и действия врача Судя по регулярно поступающим от детских поликлиник просьбам о юридической помощи в подобных ситуациях, факты отказов родителей от оказания медицинской помощи детям, в том числе от госпитализации ребенка, вызывают серьезную озабоченность педиатрической службы и встречаются гораздо чаще, чем, например, пресловутое разглашение врачебной тайны, являющееся в большой степени надуманной проблемой.

Поэтому на разрешение именно таких конфликтов в первую очередь и должна быть направлена данная часть ст. 20 новых Основ.

Типичным примером является отказ родителей малолетних детей от оказания им медицинской помощи, несмотря на явную угрозу для жизни ребенка, которые не разрешают врачам проводить необходимое в данном случае лечение. Как правило, речь идет об асоциальных и неблагополучных семьях, где родители, а чаще одинокая мать злоупотребляют спиртным, не заботясь надлежащим образом о состоянии здоровья своих детей.

Что в такой ситуации делать врачу? Логичным и юридически оправданным с точки зрения защиты интересов несовершеннолетнего представляется срочное информирование органов опеки и попечительства (т.е. администрации района), а в неотложных случаях – обращение в полицию для принятия своевременных мер по обеспечению оказания ребенку необходимой медицинской помощи.

Законодательные сложности механизма защиты В соответствии с Семейным кодексом РФ органы опеки и попечительства наделены достаточными правами для принятия мер в случае ненадлежащего поведения родителей, что регламентировано ст. 77 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью»: «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Однако главный медицинский документ страны фактически разрушает давно отлаженный механизм защиты ребенка в подобных ситуациях, в противоречие с действующими правовыми принципам и здравым смыслом указывая не на «обязанность», а всего лишь на «право» медицинской организации на обращение в суд для защиты интересов ребенка в случае отказа родителя от медицинского вмешательства. Иными словами, медицинская организация, установив, что медицинское вмешательство необходимо для спасения жизни ребенка, и осознавая прямую опасность отказа асоциальных родителей от оказания медицинской помощи, вправе, но вовсе не обязана обратиться в суд.

При этом даже если администрация медицинской организации и сочтет необходимым подать заявление в суд, то оно может быть рассмотрено, с учетом фактических сроков судопроизводства, гораздо позже, чем в действительности потребуется для оказания медицинской помощи данному ребенку. Поэтому приведенная норма не только бесполезна, а даже опасна в плане отсутствия механизмов защиты интересов несовершеннолетних детей, поскольку узаконивает позицию попустительства и безразличия к судьбе маленьких пациентов со стороны администрации лечебного учреждения.

Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра Источник: «Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Материалы по теме

Автор статьи
Волков Николай Петрович
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияСроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно

Добавить комментарий

Adblock
detector