Как отвечать прокуратуре на представление, если компания не работает: образец 2024 года
Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это мероприятие, направленное на выявление нарушений со стороны заказчика при работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Предметом его являются любые действия проверяемого — от планирования закупки до исполнения контракта; нарушения, выявленные на любом из этапов, могут повлечь привлечение заказчика к ответственности.
Скачать письмо Генпрокуратуры №7-16-2019 от 14.01.2019 об организации прокурорского надзора за госзакупками |
Генпрокурор приказал по-новому надзирать за закупками
На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа генерального прокурора, который регулирует организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок. Принятие этого документа необходимо, т.
к. прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, связанные с неисполнением 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Продолжают принимать незаконные правовые акты, не соблюдать условия для добросовестной конкуренции, не размещать в ЕИС обязательные сведения. Много случаев неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен госконтрактов, ненадлежащего выполнения обязательств по контракту и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления.
Контролеры не выполняют полностью функции, которые на них возложены. До сих пор есть факты хищений бюджетных средств, «откатов» и других неправомерных действий уголовно наказуемого характера.
Из-за такой обстановки и чтобы обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок, решили утвердить специальный приказ. В нем генеральный прокурор сделал такие указания:
- Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
- Обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
- Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч. через антикоррупционную экспертизу.
- Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
- Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
- Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши. Подробнее: «Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать».
- Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
- Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юрлиц и физлиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, казначейства, МВД и ФСБ.
- Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
- Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
- Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
- Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
- Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
- Обеспечить соблюдение прав СМП, в т. ч. в части их СГОЗ и сокращенных сроков оплаты за выполненные обязательства по контракту.
- Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
- Обращаться в суд с исками и заявлениями, которые направлены на устранение нарушений в закупках и привлечение виновных лиц к ответственности, в т. ч. в рамках расследования уголовных дел.
Основания
Статья 1 Федерального закона о Прокуратуре определяет ее как орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.
Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст.
6 того же закона отвечает на вопрос, может ли прокуратура проводить мониторинг, в том числе в сфере закупок, — да, может. Прокуратура производит собственный контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, источниками информации для нее выступают:
- единая информационная система — ЕИС;
- данные федеральных, региональных и местных органов власти;
- публикации в СМИ и интернете;
- обращения граждан и юридических лиц;
- сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
- отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
- информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.
Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.
Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.
- плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
- внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.
В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:
- документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
- выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.
Подготовка
Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости, прежде всего с помощью информационных систем. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям.
Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.
Предметом оценки становятся:
- правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
- действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
- контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.
Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:
- корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
- обоснованность допусков и недопусков участников;
- порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
- правильность и своевременность оформления протоколов;
- соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.
Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:
- неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
- ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
- нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
- необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
- дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
- заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
- рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
- нарушения при утверждении закупочной документации;
- нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
- отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
- незаконное изменение условий контракта;
- нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
- оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
- конфликт интересов между заказчиком и участниками.
Проведение
Прокурорская проверка проводится, если в прокуратуру поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.
Федеральным законом о Прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
- Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора готовит и направляет ему необходимые документы. Важно понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам: для прокуратуры является обязательным приказ Генпрокуратуры №450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
- Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, назначается новая проверка.
- По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
- Если нарушения выявлены, проверяемый уведомляется об этом и устраняет их.
Важным элементом процедуры, как прокуратура проводит проверку по жалобе, является срок этого мероприятия:
- базовый срок составляет 30 дней;
- если месяца не хватит, проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
- продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генеральная прокуратура;
- указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.
Оформление итогов
Как прокурор подытожит проведенную проверку, зависит от того, выявлены ли в действиях проверяемого нарушения. Если нарушений не выявлено, в течение 10 дней после окончания проверки прокурор вынесет акт и направит его проверяемому — это правило установлено ч. 14 ст. 21 закона о Прокуратуре.
Если прокуратура обнаружила нарушения в закупочной сфере, применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23–25.1 того же закона:
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрением которого, в зависимости от состава правонарушения, занимается уполномоченный орган, например УФАС. Законом о Прокуратуре установлено, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ — нет, прокурор вправе возбудить административное производство или требовать его возбуждения, но самостоятельно принять решение о наказании он не вправе.
- Протест на противоречащий закону правовой акт. Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, например через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает правонарушение, которого еще нет.
- Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на реализацию требуемых мер, по истечении которого он обязан направить ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.
Если не согласны с актом прокурорской проверки или хотите узнать, какие решения прокуратуры не устояли в суде, загляните в базу судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
к содержанию ↑Обжалование итогов
Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, лицо, ей подвергнутое, вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.
Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:
- наименование адресата;
- наименование заявителя — проверенного лица;
- сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
- обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
- требования, например отменить принятый прокурором акт.
Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении, передал его в суд и суд в свою очередь вынес решение против проверяемого лица, обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
к содержанию ↑Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений образец
Если получено уведомление, необходимо подготовить ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений. Важно оформить представление в соответствии с установленными правилами.
Лучше использовать готовый пример. Это позволит избежать риска возникновения ошибок.
В бумаге нужно отразить перечень обязательной информации. Предстоит соблюдать установленные прокуратурой сроки.
В ином случае лицо могут привлечь к административному наказанию. Об ответственности за несвоевременное исполнение представления, составлении бумаги, о подготовке и оформлении поговорим далее.
Образец документа
Занимаясь подготовкой ответа на представление из прокуратуры, нужно использовать фирменный бланк организации. В процессе заполнения необходимо указать ряд обязательных сведений. Без них документ не будет считаться действительным.
В бумаге важно отразить перечень обязательной информации:
- указать данные об учреждении, подготовившем представление; можно отразить полное наименование органа, ФИО прокурора;
- указать название жалобы – ответ на представление прокуратуры;
- внести сведения об особенностях рассмотрения бумаги;
- зафиксировать перечень мер, которые были приняты для устранения выявленных нарушений.
В процессе рассмотрения прокурорского представления могут быть применены взыскания в отношении должностных лиц. В этом случае к ответу на представление прилагаются копии приказа, в соответствии с которыми применялись санкции.
Документация должна быть заверена подписью руководителя. На бумаге проставляется печать организации.
Ответ на представление прокуратуры также подписывается руководителем и скрепляется печатью.
к содержанию ↑
Подготовка и оформление
Если компания получила представление, необходимо дать ответ. Возражение оформляется строго в письменной форме. В нём фиксируются причины, повлекшие за собой возникновение нарушений закона. Лучше использовать готовый образец ответа на представление прокуратуры об устранении нарушений. Это позволит минимизировать риск возникновения ошибок.
Обратите внимание: На практике представление не всегда выносится законно. Если организация считает, что было допущено нарушение, также необходимо подготовить ответ на представление прокуратуры в виде письма. В нём нужно отразить основание, выступающее причиной несогласия с представленным предписанием.
Организация может оставить бумагу без ответа. Однако нарушение сроков, отраженных в бумаге, чревато приглашением должностного лица в прокуратуру для проведения беседы. Альтернативной мерой воздействия выступает обращение представителя уполномоченного органа в суд. В этой ситуации должностное лицо будет выступать в качестве ответчика.
Составляя ответ на представление прокуратуры, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- В начале нужно прописать реквизиты поступившего представления. Это позволяет упростить работу органам в канцелярии.
- Если отраженные в бумаге нарушения действительно присутствуют, нужно в кратчайшие сроки потребовать объяснительные от всех лиц, виновных в произошедшем. Дополнительно на нарушителей могут быть наложены меры в соответствии с нормами действующего законодательства.
- Если срок на введение санкций пропущен, выполнить подобные действия в отношении виновников происшествия нельзя. Если бумага была оформлена из-за мелких нарушений, которые к моменту получения представления уже были устранены, важно отразить информацию в ответе. Дополнительно нужно приложить доказательства. В их качестве используется документация, подтверждающая факт устранения нарушений.
Особенности составления бумаги
Если нужно подготовить ответ на представление прокурора об устранении нарушений закона, рекомендуется не затягивать с выполнением действий. Важно как можно быстрее выполнить указанные в документе требования.
Организация предоставляет месяц для выполнения действий, отражённых в бумаге. В этот же срок необходимо составить ответ и передать его в прокуратуру.
Если вышеуказанный алгоритм не выполнен, должностное лицо привлекут к ответственности.
Если ответ на представление не поступил своевременно, могут вызвать в прокуратуру представителя организации на беседу или обратиться в суд. Первый метод представляет собой реагирование на бездействие.
Его суть состоит в проведении беседы с лицом для того, чтобы выявить, какие меры организация предприняла для устранения нарушений. Дополнительно представитель уполномоченного органа постарается узнать, почему ответ не поступил своевременно.
Если выяснится, что меры были осуществлены в установленный срок, штрафа можно избежать. Альтернативой выступает обращение в суд.
В этом случае получатель представления становится ответчиком. Он вынужден участвовать в судебном разбирательстве.
В этом случае объективность причины несвоевременного ответа придётся доказывать суду. Разбирательство занимает большое количество времени.
Если вердикт будет вынесен в пользу прокурора, контроль за соблюдением мер возьмут на себя исполнительные органы. Вердикт суда необходимо выполнить в обязательном порядке.
Срок предоставления ответа
Как уже говорилось ранее, лучше не тянуть с рассмотрением полученных от прокуратуры бумаг и направлением ответа на представление. Получателю даётся всего один месяц на то, чтобы выполнить все необходимые действия.
В представлении фиксируется дата, до наступления которой нужно принять меры по устранению нарушений и уведомить уполномоченный орган. Целенаправленное игнорирование требований закона повлечёт за собой привлечение нарушителя к административному наказанию.
Меры, которые влекут за собой неисполнение представления
Если указанные нарушения не были устранены, к ответственности привлекают руководителя организации. Однако на практике за деятельность фирмы отвечает не только это лицо.
Важны и действия сотрудника, который должен выполнять работы в определённой сфере. Если допущены нарушения, к ответственности привлекают именно его.
Исключение составляют ситуации, когда противозаконная манипуляция была выполнена по прямому распоряжению руководителя.
Если речь идёт о государственных или муниципальных служащих, особенности наложения наказаний меняются. Лица, имеющие вышеуказанный статус, особенно тщательно должны соблюдать нормы действующего законодательства.
В том случае, если поступило распоряжение от руководителя, к ответственности будет привлечён как служащий, так и руководитель организации. В первую очередь применяются нормы трудового законодательства.
Список наложенного взыскания доводится до прокурора. Копия соответствующего приказа, заполненного с подписью и печатью руководителя, также предоставляются.
Существуют альтернативные способы применения наказания. После того как прокурор вынес представление и получил ответ на него, лицо имеет право передать материалы для рассмотрения в иные компетентные органы.
Они осуществляют надзор и охрану действующего законодательства от нарушений. Подобные меры применяются, если требования действующих нормативных правовых актов не были выполнены в налоговой сфере.
Когда ответ рассмотрен, материалы передаются в ФНС или правоохранительные органы. В результате на лицо, допустившее нарушение, наложат штраф или возбудят уголовное дело.
Последние разновидности ответственности применяются, если дело передано в суд, СК РФ или МВД РФ. На основании материалов, поступивших из прокуратуры, выполняется проверка.
Если подтвердится факт совершения преступления, возбуждается уголовное дело. Затем выполняется судебное разбирательство, в результате которого выносится приговор.
Это говорит о том, что предписание нужно тщательно и своевременно выполнять. В иной ситуации в отношении нарушителя будут применены более суровые меры.
Масленников Иван Иванович
С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.
к содержанию ↑Кого и как проверяет прокуратура по 44-ФЗ
Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это способ прокурорского надзора, к которому прибегают в случае необходимости уточнения фактов нарушения законодательства о закупках. По окончании расследования заказчика могут привлечь к административной ответственности или возбудить уголовное дело.
Основания для проверки прокуратурой
Прокуратура следит за исполнением законов, включая закон о контрактной системе, всеми видами физических и юридических лиц, государственными и муниципальными заказчиками. Основная задача органов прокуратуры в сфере закупок — выявление фактов нарушения заказчиками требований нормативных актов о контрактной системе и применение к ним мер прокурорского реагирования.
Проверки прокуратурой проводятся в двух случаях:
- на плановой основе с учетом данных о законности действий заказчика;
- на внеплановой основе по жалобе, обращению или иной информации о нарушении законодательства.
Такие проверки бывают:
- документарными — когда прокурор вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и изучает необходимую документацию, находясь на своем рабочем месте;
- выездными — когда после изучения полученных документов, прокурор выезжает в учреждение заказчика.
Прокуратура является одним из субъектов профилактики правонарушений. В п.
10 ч. 2 ст.
8 федерального закона №182-ФЗ от 23.06.2016 указывается, может ли прокуратура проводить мониторинг соблюдения закона о контрактной системе. Мониторинг информации о закупках — важнейший элемент прокурорского надзора.
Прокурорские органы анализируют информацию из следующих источников:
- данные органов госвласти и местного самоуправления, надзорных и правоохранительных органов;
- сведения с официальных сайтов и данные СМИ;
- обращения граждан и юрлиц, материалы уголовных, арбитражных и административных дел.
Сведения, которые публикует заказчик в ЕИС, — один из главных источников информации при прокурорском мониторинге.
к содержанию ↑Подготовка к проверке
Чтобы заказчику понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ, необходимо знать, на что прокуратура и другие проверяющие органы обращают внимание:
- содержание и сроки размещения плана-графика;
- обоснование необходимости закупки;
- проведение обязательного общественного обсуждения закупок;
- правильность расчета и обоснования начальной цены контракта
ст. 20 и постановление правительства №1635 от 11.12.2019
- наличие контрактной службы или контрактного управляющего, наличие у работников соответствующего образования;
- соответствие состава закупочной комиссии требованиям закона;
- правильность способа выбора определения поставщика;
- проведение процедуры совместных закупок;
- законность ограничения участия в определении поставщика, применение национального режима;
- законность предоставления преимуществ;
- законность установления заказчиком требований к участникам закупки;
- правомерность установления критериев оценки заявок;
- соблюдение правил описания объекта закупки и применения КТРУ;
- соответствие проекта контракта в документации тексту заключенного сторонами контракта;
- включение условий об ответственности, приемке, сроках возврата обеспечения
- приемка ТРУ и проведение экспертизы;
- своевременность и полнота оплаты ТРУ;
- процедура изменения, расторжения контракта
В любом учреждении, которое работает по 44-ФЗ, обязательно наличие положения о комиссии по осуществлению закупок. Этот документ отражает, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам надзорные органы. Прокуратура проверяет:
- правильно ли проверяется соответствие участников закупки требованиям, установленным заказчиком;
- правильно ли принимаются решения о допуске либо отклонении заявок участников закупки;
- как проходит рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в определении поставщика;
- как ведутся протоколы в ходе осуществления процедуры определения поставщика.
Ежегодно органы прокуратуры анализируют и систематизируют основные нарушения заказчиков при проведении закупок. Знание основных нарушений, которые выявляет надзорный орган, позволит заказчику не допускать ошибок при проведении закупок. К таким нарушениям относятся:
- принятие незаконных нормативных актов, которые регулируют порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, вопросы деятельности осуществления закупок внутри учреждений;
- связанные со ст. 19 закона №44-ФЗ нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура выдает по факту нарушений представления об отмене закупок, которые размещались с требованиями, отличными от нормативных;
- нарушения в сроках публикации, содержании и утверждении планов-графиков закупок, отчета о закупках у СМП;
- заключение контрактов с единственным поставщиком, когда необходимо провести конкурентную процедуру, дробление контрактов;
- отсутствие расчета и обоснования начальной цены, ее неверное определение или завышение;
- заключение контрактов на условиях, которые противоречат или отсутствуют в документации;
- необоснованный отказ в допуске (либо допуск) участников к торгам и запросам котировок;
- ограничение конкуренции при формировании излишних технических требований в документации;
- нарушение сроков размещения сведений о заключении, изменении и об исполнении контрактов;
- незаконное изменение существенных условий контрактов;
- нарушение сроков оплаты.
Как проходит проверка
Методика проверки заключается в сверке требований закона с фактическими обстоятельствами его применения. В отличие от аудиторской проверки программы проведения проверки по 44-ФЗ у прокуратуры нет.
Надзорный орган имеет сведения о нарушении закона и проверяет достоверность этой информации. Для этого он запрашивает у заказчика необходимую информацию, документы и материалы.
Все требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст.
6 закона о прокуратуре).
Алгоритм проведения проверки закреплен в ст. 21 закона о прокуратуре:
- Прокурор или его заместитель принимает решение о проверке и направляет его в учреждение заказчика. В нем указывается основание, срок, предмет и цель проверки.
- Заказчик готовит требуемые документы и направляет их в прокуратуру в установленный решением срок. Заказчику необходимо понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам и нормам оформления. Проверяющий орган руководствуется инструкцией по делопроизводству согласно приказу генпрокуратуры №450 от 29.12.2011. Прокурор требует готовить документы на основании этой инструкции.
- Прокурор анализирует полученную информацию, при необходимости требует дополнительные материалы, вызывает представителя заказчика для разъяснений или выезжает к нему сам. Прокурор прибегает к помощи контрольных и финансовых органов, когда сталкивается с большими объемами бухгалтерской, финансовой и технической информации.
- Если обнаружат, что имеются другие нарушения в законах, прокурор или его заместитель расширяют предмет проверки или назначают новую.
- Если по результатам проверки нарушений не нашли, заказчику в течение 10 дней со дня окончания проверки выдается акт по форме, утвержденной генпрокуратурой. В ст. 22-25.1 закона о прокуратуре указано, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений. В качестве наказания прокурор прибегает к мерам прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение).
- Заказчик устраняет нарушения, которые после проверки находятся на контроле у прокуратуры.
Сроки проведения проверки:
- Решение о проверке доводится до заказчика не позднее дня ее начала.
- Решение о расширении предмета проверки или проведения новой отсылается заказчику не позднее дня принятия такого решения.
- По общему правилу проверка длится не более 30 дней. Срок увеличивают не более чем на 30 дней по решению прокурора и еще на 30 по решению генеральной прокуратуры.
- В срок не включают приостановления, которые возникают, например, в случае проведения испытаний или сложных экспертиз. Такие приостановления удлиняют проверку на срок до одного года.
Приказом генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 установлено, как прокуратура проводит проверку по жалобе гражданина, которая содержит сведения о нарушении закона. Она осуществляется в три основных этапа:
- Подготовка. Прокурор определяет поле задач: изучает сведения по жалобе, основания, оценивает круг вопросов и лиц, участвующих в проверке.
- Проверка. Прокурор проверяет документы, при необходимости назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
- Заключение. Прокурор составляет акт, в котором указываются результаты проверки. При обнаружении нарушений принимаются меры по привлечению нарушителей к ответственности, результаты передаются контролирующим органам. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов.
Как оформляются результаты проверки
Если при проверке прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, заказчика ждет одна из мер прокурорского реагирования:
- Постановление о возбуждении административного производства согласно КОАП (ст. 25 закона о прокуратуре) . В зависимости от вида правонарушения дело передается в суды или ФАС. По результатам рассмотрения дел назначается наказание в виде предупреждения или штрафа.
- Вынос протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 закона). В течение десяти дней заказчик или уполномоченный орган принимает меры, например, отменяет или вносит изменения в документ, который опротестован. В случае несогласия в этот же срок заказчиком готовится возражение с обоснованием причин несогласия.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона о прокуратуре);
- Представление об устранении нарушений законодательства о закупках. В соответствии со ст. 24 закона о прокуратуре заказчик устраняет нарушения и подает ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ в письменном виде в течение месяца. В случае безосновательного отказа от устранения нарушений заказчика привлекают к административной ответственности.
В случае признания вины заказчика по итогам прокурорского расследования возможна одна из мер наказаний:
- привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица;
- административная ответственность виновных лиц согласно КОАП;
- возбуждение уголовных дел в суде.