Как отвечать прокуратуре на представление, если компания не работает: образец 2024 года

Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это мероприятие, направленное на выявление нарушений со стороны заказчика при работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Предметом его являются любые действия проверяемого — от планирования закупки до исполнения контракта; нарушения, выявленные на любом из этапов, могут повлечь привлечение заказчика к ответственности.

Скачать письмо Генпрокуратуры №7-16-2019 от 14.01.2019 об организации прокурорского надзора за госзакупками
к содержанию ↑

Генпрокурор приказал по-новому надзирать за закупками

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа генерального прокурора, который регулирует организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок. Принятие этого документа необходимо, т.

к. прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, связанные с неисполнением 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Продолжают принимать незаконные правовые акты, не соблюдать условия для добросовестной конкуренции, не размещать в ЕИС обязательные сведения. Много случаев неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен госконтрактов, ненадлежащего выполнения обязательств по контракту и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления.

Контролеры не выполняют полностью функции, которые на них возложены. До сих пор есть факты хищений бюджетных средств, «откатов» и других неправомерных действий уголовно наказуемого характера.

Из-за такой обстановки и чтобы обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок, решили утвердить специальный приказ. В нем генеральный прокурор сделал такие указания:

  1. Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
  2. Обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
  3. Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч. через антикоррупционную экспертизу.
  4. Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
  5. Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
  6. Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши. Подробнее: «Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать».
  7. Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
  8. Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юрлиц и физлиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, казначейства, МВД и ФСБ.
  9. Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
  10. Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
  11. Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
  12. Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
  13. Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
  14. Обеспечить соблюдение прав СМП, в т. ч. в части их СГОЗ и сокращенных сроков оплаты за выполненные обязательства по контракту.
  15. Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
  16. Обращаться в суд с исками и заявлениями, которые направлены на устранение нарушений в закупках и привлечение виновных лиц к ответственности, в т. ч. в рамках расследования уголовных дел.
к содержанию ↑

Основания

Статья 1 Федерального закона о Прокуратуре определяет ее как орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.

Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст.

6 того же закона отвечает на вопрос, может ли прокуратура проводить мониторинг, в том числе в сфере закупок, — да, может. Прокуратура производит собственный контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, источниками информации для нее выступают:

  • единая информационная система — ЕИС;
  • данные федеральных, региональных и местных органов власти;
  • публикации в СМИ и интернете;
  • обращения граждан и юридических лиц;
  • сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
  • отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
  • информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.

Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.

Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.

  • плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
  • внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.

В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:

  • документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
  • выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.
к содержанию ↑

Подготовка

Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости, прежде всего с помощью информационных систем. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

Предметом оценки становятся:

  • правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
  • действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
  • контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.

Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:

  • корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
  • обоснованность допусков и недопусков участников;
  • порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
  • правильность и своевременность оформления протоколов;
  • соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.

Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:

  • неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
  • ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
  • нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
  • необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
  • дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
  • заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
  • рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
  • нарушения при утверждении закупочной документации;
  • нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
  • отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
  • незаконное изменение условий контракта;
  • нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
  • оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
  • конфликт интересов между заказчиком и участниками.
к содержанию ↑

Проведение

Прокурорская проверка проводится, если в прокуратуру поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.

Федеральным законом о Прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
  2. Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора готовит и направляет ему необходимые документы. Важно понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам: для прокуратуры является обязательным приказ Генпрокуратуры №450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
  3. Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, назначается новая проверка.
  4. По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
  5. Если нарушения выявлены, проверяемый уведомляется об этом и устраняет их.

Важным элементом процедуры, как прокуратура проводит проверку по жалобе, является срок этого мероприятия:

  • базовый срок составляет 30 дней;
  • если месяца не хватит, проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
  • продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генеральная прокуратура;
  • указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.
к содержанию ↑

Оформление итогов

Как прокурор подытожит проведенную проверку, зависит от того, выявлены ли в действиях проверяемого нарушения. Если нарушений не выявлено, в течение 10 дней после окончания проверки прокурор вынесет акт и направит его проверяемому — это правило установлено ч. 14 ст. 21 закона о Прокуратуре.

Если прокуратура обнаружила нарушения в закупочной сфере, применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23–25.1 того же закона:

  1. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрением которого, в зависимости от состава правонарушения, занимается уполномоченный орган, например УФАС. Законом о Прокуратуре установлено, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ — нет, прокурор вправе возбудить административное производство или требовать его возбуждения, но самостоятельно принять решение о наказании он не вправе.
  2. Протест на противоречащий закону правовой акт. Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, например через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.
  3. Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает правонарушение, которого еще нет.
  4. Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на реализацию требуемых мер, по истечении которого он обязан направить ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.

Если не согласны с актом прокурорской проверки или хотите узнать, какие решения прокуратуры не устояли в суде, загляните в базу судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

к содержанию ↑

Обжалование итогов

Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, лицо, ей подвергнутое, вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.

Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:

  • наименование адресата;
  • наименование заявителя — проверенного лица;
  • сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
  • обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
  • требования, например отменить принятый прокурором акт.

Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении, передал его в суд и суд в свою очередь вынес решение против проверяемого лица, обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

к содержанию ↑

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений образец

Если получено уведомление, необходимо подготовить ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений. Важно оформить представление в соответствии с установленными правилами.

Лучше использовать готовый пример. Это позволит избежать риска возникновения ошибок.

В бумаге нужно отразить перечень обязательной информации. Предстоит соблюдать установленные прокуратурой сроки.

В ином случае лицо могут привлечь к административному наказанию. Об ответственности за несвоевременное исполнение представления, составлении бумаги, о подготовке и оформлении поговорим далее.

к содержанию ↑

Образец документа

Занимаясь подготовкой ответа на представление из прокуратуры, нужно использовать фирменный бланк организации. В процессе заполнения необходимо указать ряд обязательных сведений. Без них документ не будет считаться действительным.

В бумаге важно отразить перечень обязательной информации:

  • указать данные об учреждении, подготовившем представление; можно отразить полное наименование органа, ФИО прокурора;
  • указать название жалобы – ответ на представление прокуратуры;
  • внести сведения об особенностях рассмотрения бумаги;
  • зафиксировать перечень мер, которые были приняты для устранения выявленных нарушений.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

В процессе рассмотрения прокурорского представления могут быть применены взыскания в отношении должностных лиц. В этом случае к ответу на представление прилагаются копии приказа, в соответствии с которыми применялись санкции.

Документация должна быть заверена подписью руководителя. На бумаге проставляется печать организации.

Ответ на представление прокуратуры также подписывается руководителем и скрепляется печатью.

к содержанию ↑

Подготовка и оформление

Если компания получила представление, необходимо дать ответ. Возражение оформляется строго в письменной форме. В нём фиксируются причины, повлекшие за собой возникновение нарушений закона. Лучше использовать готовый образец ответа на представление прокуратуры об устранении нарушений. Это позволит минимизировать риск возникновения ошибок.

Обратите внимание: На практике представление не всегда выносится законно. Если организация считает, что было допущено нарушение, также необходимо подготовить ответ на представление прокуратуры в виде письма. В нём нужно отразить основание, выступающее причиной несогласия с представленным предписанием.

Организация может оставить бумагу без ответа. Однако нарушение сроков, отраженных в бумаге, чревато приглашением должностного лица в прокуратуру для проведения беседы. Альтернативной мерой воздействия выступает обращение представителя уполномоченного органа в суд. В этой ситуации должностное лицо будет выступать в качестве ответчика.

Составляя ответ на представление прокуратуры, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • В начале нужно прописать реквизиты поступившего представления. Это позволяет упростить работу органам в канцелярии.
  • Если отраженные в бумаге нарушения действительно присутствуют, нужно в кратчайшие сроки потребовать объяснительные от всех лиц, виновных в произошедшем. Дополнительно на нарушителей могут быть наложены меры в соответствии с нормами действующего законодательства.
  • Если срок на введение санкций пропущен, выполнить подобные действия в отношении виновников происшествия нельзя. Если бумага была оформлена из-за мелких нарушений, которые к моменту получения представления уже были устранены, важно отразить информацию в ответе. Дополнительно нужно приложить доказательства. В их качестве используется документация, подтверждающая факт устранения нарушений.
к содержанию ↑

Особенности составления бумаги

Если нужно подготовить ответ на представление прокурора об устранении нарушений закона, рекомендуется не затягивать с выполнением действий. Важно как можно быстрее выполнить указанные в документе требования.

Организация предоставляет месяц для выполнения действий, отражённых в бумаге. В этот же срок необходимо составить ответ и передать его в прокуратуру.

Если вышеуказанный алгоритм не выполнен, должностное лицо привлекут к ответственности.

Если ответ на представление не поступил своевременно, могут вызвать в прокуратуру представителя организации на беседу или обратиться в суд. Первый метод представляет собой реагирование на бездействие.

Его суть состоит в проведении беседы с лицом для того, чтобы выявить, какие меры организация предприняла для устранения нарушений. Дополнительно представитель уполномоченного органа постарается узнать, почему ответ не поступил своевременно.

Если выяснится, что меры были осуществлены в установленный срок, штрафа можно избежать. Альтернативой выступает обращение в суд.

В этом случае получатель представления становится ответчиком. Он вынужден участвовать в судебном разбирательстве.

В этом случае объективность причины несвоевременного ответа придётся доказывать суду. Разбирательство занимает большое количество времени.

Если вердикт будет вынесен в пользу прокурора, контроль за соблюдением мер возьмут на себя исполнительные органы. Вердикт суда необходимо выполнить в обязательном порядке.

к содержанию ↑

Срок предоставления ответа

Как уже говорилось ранее, лучше не тянуть с рассмотрением полученных от прокуратуры бумаг и направлением ответа на представление. Получателю даётся всего один месяц на то, чтобы выполнить все необходимые действия.

В представлении фиксируется дата, до наступления которой нужно принять меры по устранению нарушений и уведомить уполномоченный орган. Целенаправленное игнорирование требований закона повлечёт за собой привлечение нарушителя к административному наказанию.

к содержанию ↑

Меры, которые влекут за собой неисполнение представления

Если указанные нарушения не были устранены, к ответственности привлекают руководителя организации. Однако на практике за деятельность фирмы отвечает не только это лицо.

Важны и действия сотрудника, который должен выполнять работы в определённой сфере. Если допущены нарушения, к ответственности привлекают именно его.

Исключение составляют ситуации, когда противозаконная манипуляция была выполнена по прямому распоряжению руководителя.

Если речь идёт о государственных или муниципальных служащих, особенности наложения наказаний меняются. Лица, имеющие вышеуказанный статус, особенно тщательно должны соблюдать нормы действующего законодательства.

В том случае, если поступило распоряжение от руководителя, к ответственности будет привлечён как служащий, так и руководитель организации. В первую очередь применяются нормы трудового законодательства.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Список наложенного взыскания доводится до прокурора. Копия соответствующего приказа, заполненного с подписью и печатью руководителя, также предоставляются.

Существуют альтернативные способы применения наказания. После того как прокурор вынес представление и получил ответ на него, лицо имеет право передать материалы для рассмотрения в иные компетентные органы.

Они осуществляют надзор и охрану действующего законодательства от нарушений. Подобные меры применяются, если требования действующих нормативных правовых актов не были выполнены в налоговой сфере.

Когда ответ рассмотрен, материалы передаются в ФНС или правоохранительные органы. В результате на лицо, допустившее нарушение, наложат штраф или возбудят уголовное дело.

Последние разновидности ответственности применяются, если дело передано в суд, СК РФ или МВД РФ. На основании материалов, поступивших из прокуратуры, выполняется проверка.

Если подтвердится факт совершения преступления, возбуждается уголовное дело. Затем выполняется судебное разбирательство, в результате которого выносится приговор.

Это говорит о том, что предписание нужно тщательно и своевременно выполнять. В иной ситуации в отношении нарушителя будут применены более суровые меры.

Масленников Иван Иванович

С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.

к содержанию ↑

Кого и как проверяет прокуратура по 44-ФЗ

Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это способ прокурорского надзора, к которому прибегают в случае необходимости уточнения фактов нарушения законодательства о закупках. По окончании расследования заказчика могут привлечь к административной ответственности или возбудить уголовное дело.

Основания для проверки прокуратурой

Прокуратура следит за исполнением законов, включая закон о контрактной системе, всеми видами физических и юридических лиц, государственными и муниципальными заказчиками. Основная задача органов прокуратуры в сфере закупок — выявление фактов нарушения заказчиками требований нормативных актов о контрактной системе и применение к ним мер прокурорского реагирования.

Проверки прокуратурой проводятся в двух случаях:

  • на плановой основе с учетом данных о законности действий заказчика;
  • на внеплановой основе по жалобе, обращению или иной информации о нарушении законодательства.

Такие проверки бывают:

  • документарными — когда прокурор вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и изучает необходимую документацию, находясь на своем рабочем месте;
  • выездными — когда после изучения полученных документов, прокурор выезжает в учреждение заказчика.

Прокуратура является одним из субъектов профилактики правонарушений. В п.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

10 ч. 2 ст.

8 федерального закона №182-ФЗ от 23.06.2016 указывается, может ли прокуратура проводить мониторинг соблюдения закона о контрактной системе. Мониторинг информации о закупках — важнейший элемент прокурорского надзора.

Прокурорские органы анализируют информацию из следующих источников:

  • данные органов госвласти и местного самоуправления, надзорных и правоохранительных органов;
  • сведения с официальных сайтов и данные СМИ;
  • обращения граждан и юрлиц, материалы уголовных, арбитражных и административных дел.

Сведения, которые публикует заказчик в ЕИС, — один из главных источников информации при прокурорском мониторинге.

к содержанию ↑

Подготовка к проверке

Чтобы заказчику понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ, необходимо знать, на что прокуратура и другие проверяющие органы обращают внимание:

  • содержание и сроки размещения плана-графика;
  • обоснование необходимости закупки;
  • проведение обязательного общественного обсуждения закупок;
  • правильность расчета и обоснования начальной цены контракта

ст. 20 и постановление правительства №1635 от 11.12.2019

  • наличие контрактной службы или контрактного управляющего, наличие у работников соответствующего образования;
  • соответствие состава закупочной комиссии требованиям закона;
  • правильность способа выбора определения поставщика;
  • проведение процедуры совместных закупок;
  • законность ограничения участия в определении поставщика, применение национального режима;
  • законность предоставления преимуществ;
  • законность установления заказчиком требований к участникам закупки;
  • правомерность установления критериев оценки заявок;
  • соблюдение правил описания объекта закупки и применения КТРУ;
  • соответствие проекта контракта в документации тексту заключенного сторонами контракта;
  • включение условий об ответственности, приемке, сроках возврата обеспечения
  • приемка ТРУ и проведение экспертизы;
  • своевременность и полнота оплаты ТРУ;
  • процедура изменения, расторжения контракта

В любом учреждении, которое работает по 44-ФЗ, обязательно наличие положения о комиссии по осуществлению закупок. Этот документ отражает, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам надзорные органы. Прокуратура проверяет:

  • правильно ли проверяется соответствие участников закупки требованиям, установленным заказчиком;
  • правильно ли принимаются решения о допуске либо отклонении заявок участников закупки;
  • как проходит рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в определении поставщика;
  • как ведутся протоколы в ходе осуществления процедуры определения поставщика.

Ежегодно органы прокуратуры анализируют и систематизируют основные нарушения заказчиков при проведении закупок. Знание основных нарушений, которые выявляет надзорный орган, позволит заказчику не допускать ошибок при проведении закупок. К таким нарушениям относятся:

  • принятие незаконных нормативных актов, которые регулируют порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, вопросы деятельности осуществления закупок внутри учреждений;
  • связанные со ст. 19 закона №44-ФЗ нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура выдает по факту нарушений представления об отмене закупок, которые размещались с требованиями, отличными от нормативных;
  • нарушения в сроках публикации, содержании и утверждении планов-графиков закупок, отчета о закупках у СМП;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, когда необходимо провести конкурентную процедуру, дробление контрактов;
  • отсутствие расчета и обоснования начальной цены, ее неверное определение или завышение;
  • заключение контрактов на условиях, которые противоречат или отсутствуют в документации;
  • необоснованный отказ в допуске (либо допуск) участников к торгам и запросам котировок;
  • ограничение конкуренции при формировании излишних технических требований в документации;
  • нарушение сроков размещения сведений о заключении, изменении и об исполнении контрактов;
  • незаконное изменение существенных условий контрактов;
  • нарушение сроков оплаты.
к содержанию ↑

Как проходит проверка

Методика проверки заключается в сверке требований закона с фактическими обстоятельствами его применения. В отличие от аудиторской проверки программы проведения проверки по 44-ФЗ у прокуратуры нет.

Надзорный орган имеет сведения о нарушении закона и проверяет достоверность этой информации. Для этого он запрашивает у заказчика необходимую информацию, документы и материалы.

Все требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст.

6 закона о прокуратуре).

Алгоритм проведения проверки закреплен в ст. 21 закона о прокуратуре:

  1. Прокурор или его заместитель принимает решение о проверке и направляет его в учреждение заказчика. В нем указывается основание, срок, предмет и цель проверки.
  2. Заказчик готовит требуемые документы и направляет их в прокуратуру в установленный решением срок. Заказчику необходимо понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам и нормам оформления. Проверяющий орган руководствуется инструкцией по делопроизводству согласно приказу генпрокуратуры №450 от 29.12.2011. Прокурор требует готовить документы на основании этой инструкции.
  3. Прокурор анализирует полученную информацию, при необходимости требует дополнительные материалы, вызывает представителя заказчика для разъяснений или выезжает к нему сам. Прокурор прибегает к помощи контрольных и финансовых органов, когда сталкивается с большими объемами бухгалтерской, финансовой и технической информации.
  4. Если обнаружат, что имеются другие нарушения в законах, прокурор или его заместитель расширяют предмет проверки или назначают новую.
  5. Если по результатам проверки нарушений не нашли, заказчику в течение 10 дней со дня окончания проверки выдается акт по форме, утвержденной генпрокуратурой. В ст. 22-25.1 закона о прокуратуре указано, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений. В качестве наказания прокурор прибегает к мерам прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение).
  6. Заказчик устраняет нарушения, которые после проверки находятся на контроле у прокуратуры.

Сроки проведения проверки:

  1. Решение о проверке доводится до заказчика не позднее дня ее начала.
  2. Решение о расширении предмета проверки или проведения новой отсылается заказчику не позднее дня принятия такого решения.
  3. По общему правилу проверка длится не более 30 дней. Срок увеличивают не более чем на 30 дней по решению прокурора и еще на 30 по решению генеральной прокуратуры.
  4. В срок не включают приостановления, которые возникают, например, в случае проведения испытаний или сложных экспертиз. Такие приостановления удлиняют проверку на срок до одного года.

Приказом генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 установлено, как прокуратура проводит проверку по жалобе гражданина, которая содержит сведения о нарушении закона. Она осуществляется в три основных этапа:

  1. Подготовка. Прокурор определяет поле задач: изучает сведения по жалобе, основания, оценивает круг вопросов и лиц, участвующих в проверке.
  2. Проверка. Прокурор проверяет документы, при необходимости назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
  3. Заключение. Прокурор составляет акт, в котором указываются результаты проверки. При обнаружении нарушений принимаются меры по привлечению нарушителей к ответственности, результаты передаются контролирующим органам. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов.
к содержанию ↑

Как оформляются результаты проверки

Если при проверке прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, заказчика ждет одна из мер прокурорского реагирования:

  1. Постановление о возбуждении административного производства согласно КОАП (ст. 25 закона о прокуратуре) . В зависимости от вида правонарушения дело передается в суды или ФАС. По результатам рассмотрения дел назначается наказание в виде предупреждения или штрафа.
  2. Вынос протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 закона). В течение десяти дней заказчик или уполномоченный орган принимает меры, например, отменяет или вносит изменения в документ, который опротестован. В случае несогласия в этот же срок заказчиком готовится возражение с обоснованием причин несогласия.
  3. Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона о прокуратуре);
  4. Представление об устранении нарушений законодательства о закупках. В соответствии со ст. 24 закона о прокуратуре заказчик устраняет нарушения и подает ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ в письменном виде в течение месяца. В случае безосновательного отказа от устранения нарушений заказчика привлекают к административной ответственности.

В случае признания вины заказчика по итогам прокурорского расследования возможна одна из мер наказаний:

  • привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица;
  • административная ответственность виновных лиц согласно КОАП;
  • возбуждение уголовных дел в суде.
Автор статьи
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.
Следующая
ТрудовоеМожет ли работающий пенсионер стать в бюро занятости при сокращении

Добавить комментарий

Adblock
detector