Отпуска государственных гражданских служащих по стажу в 2024 году

В российском законодательстве отсутствует конкретизированное понятие государственной службы. В отдельных трудах, опубликованных известными юристами, под государственной службой подразумевается общественно-полезная деятельность, сопряженная с профессиональной реализацией на основании государственных поручений.

Вопросы государственной службы регулируются специальными нормативными актами, а также нормами конституционного, жилищного, трудового, страхового, финансового, пенсионного и иных отраслей права. Большой комплекс правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты данной проблематики, был введен в действие в 2018 году.

К числу государственных служащих принято относить российских граждан, замещающих должности по государственной службе, и, как следствие, наделенных комплексом особых прав и обязанностей. Государственные служащие на возмездной основе реализуют функции различных государственных органов.

Согласно принципу разделения властей, выделяют госслужащих, которые занимают должности в органах представительной, исполнительной, муниципальной, судебной и т.д. власти.

Правовые нововведения, касающиеся отпуска этой категории граждан, вступили в силу в 2016 году. Их ключевым отличием является сокращение времени, отведенного на отдых.

Целью проведенной реформы стало обеспечение социального равенства между госслужащими и остальными российскими гражданами, а также унификация процедур предоставления отпуска и упрощение сопутствующего документооборота в органах власти.

к содержанию ↑

Законодательство об отпуске государственных гражданских служащих

Как следует из содержания изменений, внесенных в текст Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004года, в настоящее время уточнены положения, регламентирующие порядок предоставления госслужащим оплачиваемых ежегодных отпусков (основных, а также дополнительных). В силу п.5 ст.5 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года, сбалансированы ключевые условия оплаты трудовой деятельности и социальных гарантий для муниципальных и государственных служащих.

Согласно введенным законодательным нормам, в 2018 году госслужащим, кроме основного ежегодного отпуска, предоставляются дополнительные отпуска, обусловленные:

  • выслугой лет (п.5 ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • наличием ненормированного рабочего дня (ч.4 ст.45 Закона №79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • работой во вредных и опасных условиях (п.7 ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • работой в зоне Крайнего Севера/приравненных районов (п.7ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004).

Пересчет общей длительности отпуска для каждого из сотрудников следует производить ежегодно, поскольку количество отпускных дней подлежит изменению (в частности, за счет изменения стажа государственной службы).

к содержанию ↑

Продолжительность

Продолжительность основного отпуска установлена ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004. В частности, ч.3 указанной статьи обусловлено, что государственным служащим положены более продолжительные (30 дней) ежегодные отпуска, чем работникам коммерческих структур (стандартная длительность их отпуска составляет 28 дней).

В 2018 году устранена несбалансированность в определении продолжительности отдыха для высокопоставленных категорий госслужащих и рядового персонала. Если ранее руководящим сотрудникам гарантировался отпуск, длительность которого была на 5 дней больше, чем у остальных специалистов, то в настоящее время определена единая продолжительность основного отпуска для всех групп государственных служащих – 30 дней.

Отпуска госслужащим предоставляются в соответствии с заранее утвержденным графиком (ст.123ТК РФ). В числе исключений в данном случае выделяют ситуации, когда госслужащий выражает стремление использовать очередной отпуск в период пребывания своей супруги в декрете.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

При таких обстоятельствах работодатели обязаны принять во внимание пожелания сотрудников и обеспечить соответствующую корректировку отпускного графика организации.

Установлено минимальное число суток — 28, которое сотрудник должен использовать в текущем году (остальное количество дней отпуска по желанию работника может быть заменено финансовой компенсацией). При этом закон допускает разделение отпуска на части, исходя из того, что одна из частей не может быть менее 14 дней.

к содержанию ↑

Расчет и выплата отпускных госслужащим

Исчисление отпускных выплат для государственных служащих осуществляется на основании Постановления Правительства РФ №562 от 06.09.2007года, а также ст.50 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004года. Для оплачиваемых отпусков расчет денежного содержания осуществляется с учетом:

  • месячного оклада, исчисленного в соответствии с замещаемой должностью;
  • оклада, установленного, исходя из класса службы;
  • дополнительных выплат.

В свою очередь, формирование дополнительных выплат осуществляется с учетом надбавок, которые положены:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия на рабочих местах;
  • за работу с документацией, включающей гостайну;
  • в качестве премии предшествующего месяца;
  • в качестве премии за исполнение в текущем месяце сложных заданий;
  • в качестве материальной помощи из ФОТ;
  • в качестве единовременной выплаты, исчисляемой за годовой отпускной период.

Согласно ст.50 Закона № 79‑ФЗот 27.07.2004года выплата всех начисленных средств осуществляется единой суммой (денежным вознаграждением). В силу п.10 ст.46 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г., выплата полагающихся госслужащим отпускных производится не меньше, чем за 10 суток до выхода сотрудника в отпуск.

При выявлении фактов нарушения данного требования по итогам проверки трудовой инспекции, организация-работодатель может быть привлечена к административной ответственности на основании ст.5.27КоАП РФ.

При этом сроки выплаты отпускных работникам, которые направляются в отпуск в срочном порядке (вне утвержденного графика), законодательно не определены. Чтобы исключить в этом случае нарушение, такому специалисту нередко предлагают на 10-дневный период оформить отпуск без сохранения зарплаты, после чего в общем порядке осуществляется оформление ежегодного отпуска.

к содержанию ↑

Дополнительные гарантии госслужащим

Деятельность, связанная с государственной службой, обладает определенными издержками, подлежащими компенсации. При этом под издержками подразумевается комплекс запретов и требований, налагающий значительные ограничения на жизнь госслужащих.

В России эта компенсация гарантирована на государственном уровне: работникам органов власти предоставляются специальные льготы и преференции.

В главе II Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года приведен перечень компенсаций. Законодательство рассматривает их в качестве государственных гарантий в целях обеспечения:

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.

Принято выделять основную и дополнительную группу государственных гарантий. Основная группа предназначена для всех категорий госслужащих, дополнительная – для специалистов отдельных регионов или государственных органов. В числе гарантий выделяют:

  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.

Оптимизация режимов отдыха и труда достигается, благодаря:

  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.
к содержанию ↑

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.
к содержанию ↑

Дополнительные дни за выслугу лет

Под выслугой лет понимается непрерывный трудовой стаж, предусматривающий применение специальных льгот, гарантий и прибавок, обусловленных числом лет работы. Что касается дополнительного отпуска, предоставление которого обусловлено выслугой лет, то оно регламентируется как нормами Трудового кодекса (ст.117ТК РФ), так и узкоспециализированным ведомственным законодательством.

В настоящее время функционирует следующий алгоритм предоставления таких отпусков с учетом стажа государственной службы:

  • 1-5 лет – 1 сутки;
  • 5-10 лет – 5 суток;
  • 10-15 лет – 7 суток;
  • свыше 15 лет – 10 суток.

Действующий в 2018 году порядок расчета числа дней дополнительного отпуска предполагает использование показателя стажа работы сотрудника на государственной службе. Годы работы в иных отраслях не принимаются к зачету.

к содержанию ↑

Дополнительные дни за ненормированный рабочий день

Значительному количеству госслужащих полагается дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня. В силу ст.101ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается специальный режим трудовой деятельности, в рамках которого по приказу работодателя сотрудники могут эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей вне границ официально установленной длительности рабочего времени.

Список должностей, для которых характерен ненормированный день, определяется локальными нормативными актами либо коллективными договорами.

Особенность подобного рабочего режима предполагает подчинение работников общему распорядку, который установлен в учреждении. Однако при необходимости такие работники могут либо начинать свой рабочий день до официально установленного момента его начала, либо задерживаться по его завершении.

Подобный ненормированный режим является залогом предоставления государственному служащему дополнительного отпуска длительностью 3 суток.

к содержанию ↑

Отпуск государственных служащих в 2024 году

В 2016 году были внесены изменения в законодательство о государственной службе. В них отмечается сразу несколько нововведений. В первую очередь они касаются длительности времени отдыха и способов его оплаты. Отпуск госслужащих определяется выслугой, условиями труда и другими факторами. Какой порядок предоставления и длительность времени отдыха?

Законодательные акты

Отпуска граждан на госслужбе определяются Законом № 79-ФЗ от 27.07.04. В 2016 году в него были внесены изменения. Длительность отдыха и начисления дополнены Законом № 176-ФЗ от 2.06.16.

Согласно законодательным актам отпуск оформляется на следующих условиях:

  • Время отдыха определяется графиком, составляемому в организации за 2 недели до начала календарного года.
  • Отпуск может быть разбит на несколько частей. При этом одна из них не может быть короче двух недель.
  • Госслужащий должен отдохнуть не менее, чем 4 недели за календарный год. При возникновении необходимости он имеет возможность перенести часть, превышающую это время, на следующий год или получить вместо нее денежную компенсацию.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Чиновник имеет право взять отпуск не по графику, если на это имеются особые основания. Например, при нахождении жены госслужащего в декретном отпуске.

Согласно законодательным актам помимо основного отпуска работники, задействованные на государственной службе, могут получить и дополнительные дни отдыха. На их количество влияет:

  • выслуга;
  • выполнение должностных обязанностей в опасных условиях;
  • ненормированный рабочий день;
  • служба в нестандартных климатических условиях.

Расчет длительности времени отдыха должен проводиться каждый год, так как могут измениться выслуга или другие обстоятельства.

к содержанию ↑

Длительность основного времени отдыха

Количество дней, которое могут отдыхать сотрудники госструктур, составляет 30 дней. Но благодаря дополнительным дням длительность отпуска в среднем достигает до 6 недель.

Изначально предусматривалось, что руководящие работники на госслужбе отдыхают на несколько дней больше, чем рядовые сотрудники. Но изменения, внесенные в 2016 г., всех уравняли. Основной отпуск чиновников стал единым для всех категорий, независимо от их должности, и составляет 30 дней.

к содержанию ↑

Дополнительные дни отпуска

Государственные служащие могут претендовать на дополнительные дни к отпуску как оплачиваемые, так и без сохранения заработка. В последнем случае работодатель предоставляет отдых на основании личного заявления чиновника и наличия уважительных обстоятельств. К ним относят:

  • санаторно-курортное лечение; (болезнь родственников и др.);
  • обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;
  • выполнение общественной нагрузки и др.

Работникам предоставляются дополнительные дни к отпуску, которые подлежат к оплате. Их количество зависит от различных факторов.

к содержанию ↑

Отпуск за выслугу лет

Выслуга лет представляет собой непрерывный стаж на должности, за который применяются льготы и дополнительные гарантии. Согласно трудовому законодательству и правовым актам в сфере государственной службы, за выслугу лет полагаются дополнительные дни отдыха:

Стаж гражданской службы

Количество дополнительных дней отдыха

Важно! При этом учитывается только выслуга лет на государственной службе. Стаж работы в других отраслях не принимается во внимание. Дополнительные дни за выслугу лет присоединяются к основному отпуску.

к содержанию ↑

Отдых за ненормированный рабочий день

Многие работники государственной службы работают в режиме ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). Это означает, что по указанию работодателя сотрудники должны выйти вне своего рабочего времени. Должности, которым может быть установлен данный режим работы, указываются в локальных нормативных актах организации.

Такие сотрудники выполняют свои обязанности по общему распорядку, принятому в учреждении. Но при этом при возникновении производственной необходимости они могут начинать рабочий день раньше или задерживаться после его окончания. Государственным служащим, относящимся к данной категории, дается 3 дополнительных дня отдыха.

к содержанию ↑

Другие основания для дополнительного отпуска

Дополнительный отпуск предоставляется при выполнении обязанностей во вредных или опасных условиях труда. Этот момент регулируется трудовым законодательством (ст. 117 ТК РФ). Госслужащему из данной категории предоставляется дополнительно 7 оплачиваемых дней.

При работе в условиях Крайнего Севера к отпуску полагается 24 календарных дня (ст. 321 ТК РФ). В случае, когда район только приравнен к нему по климатическим условиям, сотрудник сможет отдыхать дополнительно только в течение 16 дней. Госслужащим в регионах, где оформляется северная надбавка, к отпуску добавляется 8 дней.

к содержанию ↑

Выплаты к отпуску

Основанием для расчета отпускных является Постановление Правительства № 562 от 6.09.07. Дополнительно финансовые обязательства работодателя оговариваются в Законе № 79-ФЗ от 27.07.04.

Отпускные выплаты начисляются с учетом:

  • установленного оклада в соответствии с классом службы;
  • заработной плате по замещающей должности;
  • полученных дополнительных выплат.

Госслужащим к окладу полагаются выплаты, формирующие заработную плату. Они могут назначаться на различных основаниях:

  • за стаж работы;
  • в качестве материальной помощи;
  • премиальные выплаты;
  • за особые или вредные условия труда.

Выплата делается единой суммой. Сотрудник должен получить отпускные не позднее, чем за 10 дней до начала отдыха. При нарушении этого момента работодателя могут привлечь к административной ответственности. Именно поэтому, если сотрудник хочет взять отпуск вне очереди, то ему могут предложить оформить перед этим отпуск за свой счет.

Для некоторых категорий госслужащих в порядок начисления отпускных включают материальную помощь и единовременные выплаты. В целом размер денежных средств исчисляется по формуле: денежное содержание делится на 29,3 средних дней и умножается на количество дней отпуска.

к содержанию ↑

Порядок предоставления отпуска

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно графику, ежегодно составляемому в организации. При этом следует учитывать особенности его оформления:

  • Отпуск предоставляется не ранее, чем через 11 месяцев после устройства в государственную службу. Исключение составляют беременные женщины или чиновники, оформленные переводом из другой госструктуры.
  • Если во время отпуска чиновник находится на больничном листе, то время отдыха удлиняется на такое же количество дней или переносится на любые другие удобные даты.
  • Дополнительные дни к отпуску предоставляются помимо основного.
  • Время отдыха не может быть заменено на денежную компенсацию. Исключение составляет увольнение сотрудника с государственной должности.
  • По производственной необходимости основное время отдыха может быть перенесено на следующий период, но для этого требуется согласие чиновника. Часть времени отдыха должна быть использована не позднее 1 года после наступления права на него.
  • Госслужащий не может не ходить в основной отпуск 2 года подряд.

Если чиновник оформляет отпуск без сохранения заработной платы, то на все его время за ним сохраняется должность. Такой отпуск может длиться от нескольких дней до одного года при наличии уважительной причины и по усмотрению работодателя.

Дополнительные гарантии госслужащим

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.
  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.
  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.
Автор статьи
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.
Следующая
СудебноеДоплата к пенсии государственным гражданским служащим Липецкой области с 2024 года

Добавить комментарий

Adblock
detector