Тормозная жидкость является одним из ключевых компонентов тормозной системы автомобиля. От ее состояния напрямую зависит безопасность движения, эффективность торможения и срок службы тормозных механизмов. Со временем тормозная жидкость загрязняется, теряет свои свойства из-за впитывания влаги, что может привести к снижению эффективности торможения и даже отказу тормозной системы. Именно поэтому замена тормозной жидкости — важная процедура, которую желательно проводить регулярно, согласно рекомендациям производителя автомобиля. Многие владельцы автомашин предпочитают выполнять эту операцию самостоятельно, чтобы сэкономить средства и быть уверенными в качестве работы.
Зачем нужна замена тормозной жидкости
Тормозная жидкость – это гидравлическая жидкость, которая передает усилие с педали тормоза на тормозные механизмы колёс. Благодаря своей невысокой сжимаемости она обеспечивает мгновенный отклик при нажатии на педаль. Однако с течением времени в жидкости накапливается влага, а также загрязняющие вещества, что приводит к ухудшению её свойств.
По данным исследований, проведённых в автомобильной промышленности, степень содержания воды в тормозной жидкости напрямую влияет на температуру кипения. К примеру, новая тормозная жидкость DOT 4 имеет температуру кипения около 230 °C, а при содержании влаги около 3% — этот показатель падает до 155 °C. При перегреве тормозов жидкость может закипеть, что приведёт к образованию пузырьков пара и потере эффективности торможения — явлению, известному как «паровой блок». Это представляет опасность для водителя и других участников дорожного движения.
Регулярная замена тормозной жидкости снижает риск коррозии внутренних деталей тормозной системы. Поскольку современная жидкость гигроскопична, она впитывает влагу из воздуха, что способствуют появлению ржавчины и повреждению тормозных цилиндров и суппортов.
Сроки замены и рекомендации производителей
Производители автомобилей и производителей тормозной жидкости рекомендуют заменять жидкость каждые 2 года или 40 000 – 60 000 километров пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Некоторые современные автомобили оснащены электронными датчиками состояния тормозной жидкости, которые сигнализируют водителю о необходимости замены. Однако если такой системы нет, лучше не откладывать процедуру.
Статистика показывают, что соблюдение рекомендуемых сроков замены тормозной жидкости снижает риск аварий, связанных с отказом тормозной системы, на 30-40%. Это весомый аргумент в пользу регулярного ухода за автомобилем.
Подготовка к замене тормозной жидкости
Перед тем как приступить к замене, необходимо подготовить всё необходимое оборудование и материалы. Это обеспечит оперативность и качество работы, а также безопасность.
Для замены тормозной жидкости потребуются:
- Новая тормозная жидкость, соответствующая спецификациям автомобиля (DOT 3, DOT 4, DOT 5 и т.д.).
- Набор ключей, подходящий для открывания штуцеров тормозных цилиндров.
- Прозрачная трубка, подходящая для штуцера, длиной около 50-70 см.
- Емкость для старой жидкости, чтобы избежать загрязнения окружающей среды.
- Перчатки и защитные очки.
- Домкрат и упоры для колёс, если будет проводиться прокачка тормозов под автомобилем.
- Чистые тряпки или ветошь.
Важно помнить, что тормозная жидкость агрессивна к лакокрасочному покрытию автомобиля и может повредить кожу, поэтому нужно соблюдать аккуратность и использовать средства защиты.
Выбор правильной тормозной жидкости
Тормозная жидкость различается по стандартам DOT, которые определяют её температуру кипения и химический состав. Основные типы:
Тип | Температура сухого кипения (°C) | Температура влажного кипения (°C) | Особенности |
---|---|---|---|
DOT 3 | 205 | 140 | Минеральная, часто для легковых авто, менее устойчива к воде |
DOT 4 | 230 | 155 | Чаще используется, лучше устойчивость к воде |
DOT 5 | 260 | 180 | Силиконовая, несовместима с DOT 3/4, используется редко |
DOT 5.1 | 270 | 180 | Совместима с DOT 4, высокая температура кипения и стабильность |
При замене категорически запрещается смешивать разные типы жидкости, особенно DOT 5 с другими типами, так как это может привести к поломке тормозной системы.
Пошаговая инструкция по замене тормозной жидкости
Замена тормозной жидкости включает несколько основных этапов, выполняя которые внимательно и аккуратно, можно успешно произвести работу самостоятельно.
Шаг 1: Подготовка автомобиля
Автомобиль необходимо поставить на ровную площадку, затормозить стояночным тормозом. Колеса рекомендуется зафиксировать упорами для предотвращения движения. Затем откройте капот и найдите бачок с тормозной жидкостью — он часто расположен на стороне водителя и имеет соответствующую маркировку.
Очистите крышку бачка и зону вокруг, чтобы предотвратить попадание грязи внутрь системы. После этого откройте крышку бачка, чтобы облегчить выход воздуха во время прокачки тормозов.
Шаг 2: Откачка старой жидкости
При помощи шприца или специального устройства откачайте как можно больше старой жидкости из бачка. Это уменьшит количество грязи и влаги в системе. Не выбрасывайте использованную жидкость просто так — её нужно утилизировать согласно экологическим нормам.
Залейте новую тормозную жидкость в бачок до максимальной отметки, чтобы избежать попадания воздуха.
Шаг 3: Прокачка тормозов
Прокачка выполняется, чтобы выгнать из системы воздушные пузырьки и заменить старую жидкость на новую. Обычно процесс начинают с самого удалённого от главного тормозного цилиндра колеса.
- Присоедините прозрачную трубку к штуцеру прокачки тормозного цилиндра и опустите другой конец в ёмкость с небольшой порцией старой жидкости (для устойчивости потока жары).
- Откройте штуцер с помощью ключа.
- Ассистент медленно нажимает педаль тормоза до упора и держит её там.
- Вы — отпускаете штуцер, позволяя жидкости выйти.
- Ассистент отпускает педаль, не допуская её резкого отскока.
- Повторяйте процедуру, пока из трубки не пойдёт чистая новая тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
- Закройте штуцер.
- Проверяйте уровень жидкости в бачке, доливайте по необходимости.
Эти операции повторяют для каждого колеса, меняя порядок в зависимости от типа приводной системы. Обычно он следующий:
Тип привода | Порядок прокачки |
---|---|
Задний привод | Правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее |
Передний привод | Левое заднее, правое заднее, левое переднее, правое переднее |
Полный привод | Порядок зависит от модели, рекомендуется консульатция с руководством |
Шаг 4: Проверка и завершающие действия
После прокачки каждого колеса и доливки жидкости закройте крышку бачка. Проверьте жёсткость педали тормоза — она должна быть плотной и не проваливаться. Запустите двигатель и несколько раз нажмите педаль. Если ощущаете провал или мягкость, процедуру прокачки стоит повторить, поскольку в системе остался воздух.
Проверьте также отсутствие подтеканий тормозной жидкости вокруг штуцеров и бачка. Если имеются протечки — устраните их и повторите проверку.
Советы и меры предосторожности
При самостоятельной замене тормозной жидкости необходимо соблюдать ряд правил и мер безопасности, чтобы избежать повреждений автомобиля и травм.
- Используйте только тормозную жидкость, рекомендованную производителем автомобиля. Неправильный тип жидкости может повредить резиновые уплотнители системы.
- Работайте в проветриваемом помещении. Пары тормозной жидкости могут быть вредными.
- Держите тормозную жидкость подальше от детей и животных.
- Избегайте попадания жидкости на кожу и глаза. При попадании промойте водой и обратитесь к врачу при серьезных симптомах.
- Не смешивайте старую жидкость с новой. Все остатки лучше вылить и использовать новую всю систему.
- Используйте помощника для прокачки педали. Это существенно облегчает работу и повышает её качество.
Заключение
Самостоятельная замена тормозной жидкости — вполне выполнимая задача для автомобилиста, обладающего базовыми навыками обслуживания автомобиля и необходимыми инструментами. Регулярное выполнение этой процедуры значительно повышает безопасность управления транспортным средством, продлевает срок службы тормозной системы и предотвращает дорогостоящие ремонты.
С учетом статистики и рекомендаций специалистов, менять тормозную жидкость лучше каждые 1,5–2 года или согласно техническому регламенту вашего автомобиля. Внимательное следование пошаговой инструкции и соблюдение мер предосторожности гарантирует качественный результат и ваше спокойствие на дороге.