Как самостоятельно заменить тормозную жидкость

Тормозная жидкость является одним из ключевых компонентов тормозной системы автомобиля. От ее состояния напрямую зависит безопасность движения, эффективность торможения и срок службы тормозных механизмов. Со временем тормозная жидкость загрязняется, теряет свои свойства из-за впитывания влаги, что может привести к снижению эффективности торможения и даже отказу тормозной системы. Именно поэтому замена тормозной жидкости — важная процедура, которую желательно проводить регулярно, согласно рекомендациям производителя автомобиля. Многие владельцы автомашин предпочитают выполнять эту операцию самостоятельно, чтобы сэкономить средства и быть уверенными в качестве работы.

Зачем нужна замена тормозной жидкости

Тормозная жидкость – это гидравлическая жидкость, которая передает усилие с педали тормоза на тормозные механизмы колёс. Благодаря своей невысокой сжимаемости она обеспечивает мгновенный отклик при нажатии на педаль. Однако с течением времени в жидкости накапливается влага, а также загрязняющие вещества, что приводит к ухудшению её свойств.

По данным исследований, проведённых в автомобильной промышленности, степень содержания воды в тормозной жидкости напрямую влияет на температуру кипения. К примеру, новая тормозная жидкость DOT 4 имеет температуру кипения около 230 °C, а при содержании влаги около 3% — этот показатель падает до 155 °C. При перегреве тормозов жидкость может закипеть, что приведёт к образованию пузырьков пара и потере эффективности торможения — явлению, известному как «паровой блок». Это представляет опасность для водителя и других участников дорожного движения.

Регулярная замена тормозной жидкости снижает риск коррозии внутренних деталей тормозной системы. Поскольку современная жидкость гигроскопична, она впитывает влагу из воздуха, что способствуют появлению ржавчины и повреждению тормозных цилиндров и суппортов.

Сроки замены и рекомендации производителей

Производители автомобилей и производителей тормозной жидкости рекомендуют заменять жидкость каждые 2 года или 40 000 – 60 000 километров пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Некоторые современные автомобили оснащены электронными датчиками состояния тормозной жидкости, которые сигнализируют водителю о необходимости замены. Однако если такой системы нет, лучше не откладывать процедуру.

Статистика показывают, что соблюдение рекомендуемых сроков замены тормозной жидкости снижает риск аварий, связанных с отказом тормозной системы, на 30-40%. Это весомый аргумент в пользу регулярного ухода за автомобилем.

Подготовка к замене тормозной жидкости

Перед тем как приступить к замене, необходимо подготовить всё необходимое оборудование и материалы. Это обеспечит оперативность и качество работы, а также безопасность.

Для замены тормозной жидкости потребуются:

  • Новая тормозная жидкость, соответствующая спецификациям автомобиля (DOT 3, DOT 4, DOT 5 и т.д.).
  • Набор ключей, подходящий для открывания штуцеров тормозных цилиндров.
  • Прозрачная трубка, подходящая для штуцера, длиной около 50-70 см.
  • Емкость для старой жидкости, чтобы избежать загрязнения окружающей среды.
  • Перчатки и защитные очки.
  • Домкрат и упоры для колёс, если будет проводиться прокачка тормозов под автомобилем.
  • Чистые тряпки или ветошь.

Важно помнить, что тормозная жидкость агрессивна к лакокрасочному покрытию автомобиля и может повредить кожу, поэтому нужно соблюдать аккуратность и использовать средства защиты.

Выбор правильной тормозной жидкости

Тормозная жидкость различается по стандартам DOT, которые определяют её температуру кипения и химический состав. Основные типы:

Тип Температура сухого кипения (°C) Температура влажного кипения (°C) Особенности
DOT 3 205 140 Минеральная, часто для легковых авто, менее устойчива к воде
DOT 4 230 155 Чаще используется, лучше устойчивость к воде
DOT 5 260 180 Силиконовая, несовместима с DOT 3/4, используется редко
DOT 5.1 270 180 Совместима с DOT 4, высокая температура кипения и стабильность

При замене категорически запрещается смешивать разные типы жидкости, особенно DOT 5 с другими типами, так как это может привести к поломке тормозной системы.

Пошаговая инструкция по замене тормозной жидкости

Замена тормозной жидкости включает несколько основных этапов, выполняя которые внимательно и аккуратно, можно успешно произвести работу самостоятельно.

Шаг 1: Подготовка автомобиля

Автомобиль необходимо поставить на ровную площадку, затормозить стояночным тормозом. Колеса рекомендуется зафиксировать упорами для предотвращения движения. Затем откройте капот и найдите бачок с тормозной жидкостью — он часто расположен на стороне водителя и имеет соответствующую маркировку.

Очистите крышку бачка и зону вокруг, чтобы предотвратить попадание грязи внутрь системы. После этого откройте крышку бачка, чтобы облегчить выход воздуха во время прокачки тормозов.

Шаг 2: Откачка старой жидкости

При помощи шприца или специального устройства откачайте как можно больше старой жидкости из бачка. Это уменьшит количество грязи и влаги в системе. Не выбрасывайте использованную жидкость просто так — её нужно утилизировать согласно экологическим нормам.

Залейте новую тормозную жидкость в бачок до максимальной отметки, чтобы избежать попадания воздуха.

Шаг 3: Прокачка тормозов

Прокачка выполняется, чтобы выгнать из системы воздушные пузырьки и заменить старую жидкость на новую. Обычно процесс начинают с самого удалённого от главного тормозного цилиндра колеса.

  1. Присоедините прозрачную трубку к штуцеру прокачки тормозного цилиндра и опустите другой конец в ёмкость с небольшой порцией старой жидкости (для устойчивости потока жары).
  2. Откройте штуцер с помощью ключа.
  3. Ассистент медленно нажимает педаль тормоза до упора и держит её там.
  4. Вы — отпускаете штуцер, позволяя жидкости выйти.
  5. Ассистент отпускает педаль, не допуская её резкого отскока.
  6. Повторяйте процедуру, пока из трубки не пойдёт чистая новая тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
  7. Закройте штуцер.
  8. Проверяйте уровень жидкости в бачке, доливайте по необходимости.

Эти операции повторяют для каждого колеса, меняя порядок в зависимости от типа приводной системы. Обычно он следующий:

Тип привода Порядок прокачки
Задний привод Правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее
Передний привод Левое заднее, правое заднее, левое переднее, правое переднее
Полный привод Порядок зависит от модели, рекомендуется консульатция с руководством

Шаг 4: Проверка и завершающие действия

После прокачки каждого колеса и доливки жидкости закройте крышку бачка. Проверьте жёсткость педали тормоза — она должна быть плотной и не проваливаться. Запустите двигатель и несколько раз нажмите педаль. Если ощущаете провал или мягкость, процедуру прокачки стоит повторить, поскольку в системе остался воздух.

Проверьте также отсутствие подтеканий тормозной жидкости вокруг штуцеров и бачка. Если имеются протечки — устраните их и повторите проверку.

Советы и меры предосторожности

При самостоятельной замене тормозной жидкости необходимо соблюдать ряд правил и мер безопасности, чтобы избежать повреждений автомобиля и травм.

  • Используйте только тормозную жидкость, рекомендованную производителем автомобиля. Неправильный тип жидкости может повредить резиновые уплотнители системы.
  • Работайте в проветриваемом помещении. Пары тормозной жидкости могут быть вредными.
  • Держите тормозную жидкость подальше от детей и животных.
  • Избегайте попадания жидкости на кожу и глаза. При попадании промойте водой и обратитесь к врачу при серьезных симптомах.
  • Не смешивайте старую жидкость с новой. Все остатки лучше вылить и использовать новую всю систему.
  • Используйте помощника для прокачки педали. Это существенно облегчает работу и повышает её качество.

Заключение

Самостоятельная замена тормозной жидкости — вполне выполнимая задача для автомобилиста, обладающего базовыми навыками обслуживания автомобиля и необходимыми инструментами. Регулярное выполнение этой процедуры значительно повышает безопасность управления транспортным средством, продлевает срок службы тормозной системы и предотвращает дорогостоящие ремонты.

С учетом статистики и рекомендаций специалистов, менять тормозную жидкость лучше каждые 1,5–2 года или согласно техническому регламенту вашего автомобиля. Внимательное следование пошаговой инструкции и соблюдение мер предосторожности гарантирует качественный результат и ваше спокойствие на дороге.