Выход на пенсию ветеранам боевых действий в 2024 году: последние новости

Действующее в настоящее время в РФ законодательство не разделяет участников боевых действий и ветеранов боевых действий с точки зрения предоставления им выплат и льготы.

И участникам боевых действий, и ветеранам боевых действий на основании Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах» присваивается звание ветерана боевых действий и выдается удостоверение ветерана боевых действий.

В статье 3 «Ветераны боевых действий» Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» приводится список лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий. При этом действующее законодательство к ветеранам боевых действий относит всех участников боевых действий, то есть всех тех, кто хотя бы один день провел в стране или регионе, где велись (ведутся) боевые действия.

Очевидно, при рассмотрении вопроса отнесения участников боевых действий к числу ветеранов боевых действий должны учитываться продолжительность его участия в боевых действиях (нахождения в зоне вооруженного конфликта), степень и форма участия, а также личные заслуги военнослужащего (служащего).

К примеру, в США право на социальные льготы предоставляется тем участникам боевых действий, кто, находился в зоне применения оружия не менее 6 дней в течение календарного месяца или 6 дней подряд в течение двух месяцев

Статус «участник боевых действий» встречается во многих нормативных актах, но нигде нет для него однозначного определения. Судебная практика уравнивает участников боевых действий с ветеранами боевых действий, по этой причине на участников боевых действий также распространяются положения Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Законопроект «О статусе участников боевых действий»

В начале 2000-х годов рабочей группой под руководством депутата А.Г. Арбатова (Н.М.Безбородов, В.Н.Волков, Э.А.Воробьев, Е.А.Зеленов, С.В.Иваненко, В.П.Лушин, А.И.Николаев, Д.Ф.Солдаткин, В.В.Чайка, П.Т.Бурдуков, М.И.Гришанков, В.А.Лекарева, В.И.Орлов) был разработан законопроект «О статусе участников боевых действий».

Разработка данного законопроекта была обусловлена тем, что статус участников и ветеранов ВОВ, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и РФ, определяется целым рядом федеральных законов, таких как:

Федеральный Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»;

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»;

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»;

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.09.2021) «О воинской обязанности и военной службе»;

Положения всех этих законов зачастую не стыкуются между собой и, кроме того:

многие участники реальных боевых действий, например, участники контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,

которые не имеет достаточного юридического оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении участников этих боевых действий.

Поэтому авторам законопроекта представлялось целесообразным, чтобы:

статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводились в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом,

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

в соответствии с которым государство взяло бы на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.

Принятие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, обеспечит их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья.

Однако Правительство РФ представило отрицательный отзыв на законопроект и проправительственное большинство депутатов (депутаты от Единой России), не допустило его рассмотрения.

Новый закон о ветеранах боевых действий: Предложения по льготам и выплатам для ветеранов боевых действий

Список федеральных мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (льготы, выплаты и компенсации) закреплен в статье 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако за последние годы Закон о ветеранах претерпел довольно много изменений, в результате которых право на некоторые выплаты и льготы ветеранами боевых действий было утрачено.

Но и те меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, которые остались на федеральном уровне, не соответствуют современным условиям жизни в стране и не могут существенно помочь ветеранам боевых действий.

Более того, нищенское ЕДВ вызывает у ветеранов боевых действий возмущение и недовольство существующей властью, а учитывая, что количество ветеранов боевых действий с каждым годом растет (так с 2005 по 2021 год их число выросло более чем в 1,5 раза и достигло по данным Росстата почти 1,5 миллиона человек) с этим опасно не считаться.

На портале «Российская общественная инициатива» (roi.ru) опубликована инициатива № 77Ф72559 (roi.ru/72559) о внесении дополнения в Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», текст которой предусматривает внесение изменений в закон и дополнение перечня льгот и выплат, предусмотренных для ветеранов боевых действий.

Законопроектом предусмотрено внесение в статью 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» изменений в части перечня льгот и выплат для ветеранов боевых действий:

к содержанию ↑

Закон о ветеранах боевых действий с изменениями на 2022 год – льготы и единая денежная выплата (ЕДВ)

Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях, имеют право на получение статуса ветерана боевых действий (ВБД) и предоставление определенных льгот. Перечень военных конфликтов, участие в которых дает статус ВБД, перечислено в федеральном законе. Это закрытый список.

Перечень льгот для ВБД устанавливается на федеральном и региональном уровнях и постоянно меняется.

к содержанию ↑

Основные льготы по федеральному закону

Расскажем, что гарантирует закон о ветеранах боевых действий с изменениями на 2022 год. Льготы и выплаты:

  • коммунальные в виде компенсации 50% платы за наем и содержание жилья (входят: содержание, ремонт, управление, капремонт)
  • пенсионные, пенсия за выслугу лет, по инвалидности и потере кормильца повышается минимум на 32% (от расчетного размера), инвалиды могут рассчитывать на повышенную пенсию (до 300% от расчетного размера) и 100% надбавку;
  • налоговые в виде освобождения от налога на имущество на один объект разного вида (квартира, дом, гараж); земельного с 6 соток земли (земельный налог начисляется на превышение этой площади); стандартного налогового вычета по НДФЛ в размере 500 рублей. Большинство регионов ввели льготы по транспортному налогу на местном уровне;
  • медицинские: право не менять поликлинику, получать помощь вне очереди в государственных медучреждениях;
  • трудовые – дополнительные 35 дней без сохранения зарплаты, отпуск вне графика.
к содержанию ↑

Самые значимые льготы для ВБД в 2022-2023 годах

К самым значительным и широко обсуждаемым льготам можно отнести ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и право на обеспечение жилым помещением.

Обеспечение жильем осуществляется в льготном порядке только тех ветеранов, которые встали на учет до 2005 года и нуждаются в жилье. Вставшие на учет после 2005 года не могут претендовать на включение в льготную очередь и получают жилье в соответствии с жилищным законодательством РФ в общем порядке.

к содержанию ↑

Повышение ЕДВ для ВБД в 2022 году – последние новости

ЕДВ была введена в 2004 году как материальная замена льгот, которыми ветераны боевых действий обладали раньше.

Законодатели обратили внимание на этот факт и инициировали подготовку законопроекта, который предусматривает на 50% повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2022 году. Последние новости – законопроект в Государственную Думу пока не внесен. Новости о подготовке документа появились в июне, в настоящее время Госдума РФ на летних каникулах, внесение откладывается до осенней сессии.

Законопроекты о повышении ЕДВ вносятся регулярно, но они часто предполагают значительное повышение выплаты, до размера прожиточного минимума, без должного финансового обоснования. В данном случаев авторы исходят из цифр, уже заложенных в бюджет на ЕДВ.

Пока неизвестно, получат ли повышенную выплату ветераны боевых действий, последние новости на сегодня – законопроект готовится.

к содержанию ↑

Законопроекты о льготах ветеранам боевых действия

В Госдуме рассматривается еще ряд законопроектов об улучшении положения ветеранов боевых действий:

Также разрабатывается законопроект, расширяющий категории вдов ветеранов боевых действий (у них тоже есть определенные льготы). Таковы льготы ветеранам боевых действий, последние новости из Госдумы на сегодня в 2022 году.

Новости о принятии законопроектов, улучшающих положение ветеранов, обязательно появятся в надежных источниках: на портале правовых актов, в СМИ и на официальных сайтах госорганов. Последние важные новости из Госдумы – к ветеранам боевых действий отнесли участников СВО.

к содержанию ↑

Пенсия ветеранам боевых действий: уменьшение сроков до 55 и 50 лет

Законопроекты о льготах ветеранам боевых действия

к содержанию ↑

Комментарии правительства

На возможный будущий закон Правительство РФ уже дало заключение. Содержание можете прочитать ниже.

Господин Григоренко — руководитель Аппарата Правительства РФ выявил противоречия. И еще не нашел источников финансирования. «Денег нет, но вы держитесь…»

История поправок

Подобную правовую норму пытаются ввести уже не первый раз. В 2019 году депутат А.Шерин от ЛДПР предлагал оставить ВБД сроки выхода на пенсию 55 и 60 лет. То есть оставить без изменений.

Эта, представленная выше инициатива, осталась не реализованной. Судя по тому, что Правительство РФ уже настроено отрицательно, маловероятно что в этом году ветеранам боевых действий «перепадет» такой подарок. Но будем надеяться, пенсия ветеранам боевых действий будет приходить раньше.

к содержанию ↑

Последние новости ветеранам боевых действий из Государственной Думы. Законопроект об индексации, пенсионном возрасте и жилье.

Уже несколько месяцев в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект, касающийся ветеранов боевых действий. Основные положения документа затрагивают жилищные вопросы, ежегодную индексацию ЕДВ и уменьшение пенсионного возраста для получения страховой пенсии. Изучим последние новости ветеранам боевых действий из Государственной Думы.

к содержанию ↑

Содержание законопроекта

Как сообщается в пояснительной записке, действующая редакция статьи 16 федерального закона «О ветеранах» по обеспечению нуждающихся в жилье ветеранов боевых действий носит дискриминирующий характер, нарушает права ветеранов боевых действий, которые встали на учет после 1 января 2005 года. При этом согласно Федеральному закону «О ветеранах» все инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий имеют равный статус и обладают равными правами на обеспечение жилыми помещениями в качестве мер социальной поддержки.

Жилищное обеспечение

Действующий механизм по реализации ветеранами разных категорий своих прав на обеспечение жильем существенно отличается и зависит от даты постановки ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета предусматриваются только в отношении тех ветеранов боевых действий, которые встали на учет до 1 января 2005 года.

После указанного срока обеспечение последних осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Ветераны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, не имеют права на получение единовременной денежной выплаты.

Внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма для этой категории не предусмотрен.

В связи с этим представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство, продлив ограничивающий срок по постановке на учет данных граждан Российской Федерации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2024 года. Это позволит восстановить социальную справедливость, оказать поддержку в обеспечении жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий всем ветеранам вне зависимости от даты постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления.

Индексация ЕДВ

Так же предлагается изменить порядок индексации ежемесячной денежной выплаты темпами, на один процент опережающими темпы роста потребительских цен. В этих целях законопроектом предлагается установить, что размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года согласно следующей формуле:

РИВ = ИПЦ% + 1%, где:

  • РИВ – размер индексации ежемесячной денежной выплаты, реализуемой один раз в год с 1 февраля текущего года;
  • ИПЦ% — индекс роста потребительских цен за предыдущий год.

Досрочное назначение страховой пенсии

Кроме того, настоящим законопроектом предлагается ввести дополнительные меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установив Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право ветеранов боевых действий на досрочное назначение страховой пенсии: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

к содержанию ↑

Авторы инициативы и движение законопроекта

Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, принадлежит авторству следующих должностных лиц:

  • депутаты Государственной Думы С.М.Миронов, Г.Ю.Семигин, В.К.Гартунг, Д.Г.Гусев, О.А.Нилов, М.Г.Делягин, А.А.Кузнецов, А.В.Чепа, Я.В.Лантратова, Н.В.Новичков, А.А.Ремезков, Ю.И.Григорьев, А.В.Терентьев;
  • сенатор Российской Федерации О.Н.Епифанова.

Мнение эксперта
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.

Ответственный комитет — Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. В настоящее время документ прошел следующие стадии:

  • регистрация и направление Председателю Государственной Думы;
  • направление в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;
  • принятие профильным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы;
  • рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу;
  • включение документа в примерную программу на Весеннюю сессию.

На данный момент (июнь 2022 года), законопроект так и не рассмотрен в первом чтении. И это не очень хорошие новости ветеранам боевых действий.

к содержанию ↑

Замечания и экспертизы законопроекта

Причинами, которые послужили к такому долгому рассмотрению законопроекта, явились заключения Правового управления и Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Вот мнение жилищно-строительного комитета:

А вот, что поясняет Правовое управление в своем заключении:

Устанавливаемый в законопроекте новый ограничительный срок для реализации права на обеспечение жильем инвалидов и ветеранов боевых действий в соответствии со статьей 23 2 Федерального закона № 5-ФЗ нуждается в дополнительном обосновании, поскольку пояснительная записка не содержит полного и мотивированного пояснения установления именно этой даты. Кроме того, реализация предлагаемых норм будет противоречить статье 14 Федерального закона № 5-ФЗ, в которой меры социальной поддержки инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, остаются без изменений.

Внесение предлагаемых статьей 2 законопроекта изменений в статью 32 Федерального закона № 400-ФЗ, предметом регулирования которой является сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан, входит в противоречие с концепцией изменяемой нормы, поскольку указанная категория лиц не имела такого права по пенсионному законодательству, действовавшему до вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ.

Учитывая положения статьи 3 законопроекта, согласно которой настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, отмечаем, что при внесении в Федеральный закон № 400-ФЗ изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период (статья 7 Федерального закона № 400-ФЗ).

Исходя из сложившейся ситуации, перспективы принятия законопроекта остаются очень туманными. Вот такие последние новости ветеранам боевых действий из Государственной Думы.

к содержанию ↑

Повышении пенсии и ЕДВ для ветеранов боевых действий с 1 января 2022 в России — последние изменения

Ветераны боевых действий

В статье 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» указано, какие категории лиц относятся к ветеранам боевых действий, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ):

  • граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории России и других государств из числа военнообязанных, военнослужащих (в т. ч. уволенные в отставку или запас), а также лица рядового и начальствующего состава МВД, ФСБ и ФСИН;
  • граждане, участвовавшие в операциях по разминированию территорий и объектов в СССР и других странах с 10.05.1945 по 31.12.1951;
  • граждане, участвовавшие в операциях по боевому тралению с 10.05.1945 по 31.12.1957;
  • гражданские вольнонаемные лица, работавшие в Афганистане в период проведения там боевых действий;
  • военнослужащие, проходящие службу в Сирии.

Эти граждане получают ЕДВ и НСУ в установленном размере, которые ежегодно индексируются.

к содержанию ↑

Стоимость НСУ для ветеранов боевых действий

ЕДВ является частичной денежной заменой набора социальных услуг, на получение которого имеют право ветераны и другие льготники. Если человек решил получать НСУ в натуральном виде, то он лишается ЕДВ.

Но отказаться можно от одной или дух социальных услуг из набора. Все они имеют свою стоимость.

Подать заявление о выборе способа получения НСУ или ЕДВ в 2022 году было нужно успеть до 1 октября 2021 года. Если заявление не подано, то соцуслуги продолжат оказывать способом, выбранным раньше.

Но на индексацию выплат или стоимости НСУ это никак не влияет.

Предусмотрено, что с 1 февраля 2022 года стоимость полного ЕДВ с учетом НСУ составит 3398, 34 рублей. Она вырастет на 5,8%, так как это плановый размер инфляции, установленный Росстатом за 2021 год. Правительство еще может пересмотреть размер индексации, но пока он такой. Компенсация за каждую из социальных услуг, входящих в НСУ, составит:

  1. 987,38 рублей — лекарственное обеспечение;
  2. 152,74 рубля — бесплатный проезд на ж/д транспорте, междугородном транспорте до места лечения и обратно;
  3. 141,81 рубль — предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.
Автор статьи
Федоров Андрей Михайлович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите правовых интересов.
Следующая
СоциальноеКак запросить выплатное дело при выходе на пенсию в апреле 2024 года ответ на вопросы для получения пенсии

Добавить комментарий

Adblock
detector